Плач об Иерусалиме

Исполнение пророчества Христа о Святом городе

Иерусалим ? один из тех городов, чья судьба имеет значение для всей человеческой истории. Он существует уже более 45 веков и является духовным центром трех, так называемых, «религий Книги» ? Библии: христианства, мусульманства и иудаизма. На страницах Священной Книги есть множество предсказаний , связанных с этим городом, причем многие из них имеют общеловеческое звучание. Для христиан главным пророчеством о Иерусалиме являются слова Господа Иисуса Христа, сказанные им на Масличной горе незадолго до Своего всхода на Крест.

Два плана пророчества

На третий день после Своего торжественного входа в Иерусалим, по церковному календарю это был Великий Вторник Страстной седмицы, Господь предрек Своим ученикам о гибели столицы Иудейского царства и ее величественного храма. Обстоятельства, при которых было дано пророчество, изложенное Евангелистами Матфеем (24 глава), Марком (13 глава) и Лукой (21 глава), были следующими. После того, как Иисус вышел из храма, где проповедовал, один из Апостолов обратился к Нему с восторженным восклицанием, указывая на монументальные постройки Дома Божьего: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» И слышал в ответ: «Видишь сии великие здания? Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне». (Мк.13.: 1-2). Прозвучавшие слова были для учеников Спасителя как гром с ясного неба. Грозное предсказание настолько потрясло Апостолов, что когда они вместе с Христом поднялись на Масличную (Елеонскую) гору, четверо из них – Петр, Иаков, Иоанн и Андрей – обратились к Учителю с просьбой: «Скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться?» (Мк. 13.: 4). Приводимая в дальнейшем на страницах Священного Писания речь Иисуса, имеет два временных, совмещающихся в одной картине, плана – прозреваемые события касаются как должного произойти вскоре, так и совсем отдаленной еще кончины падшего мира. Образы разрушения Иерусалима римлянами в 70 от Р.Х. соединяются с образами уже всемирных бедствий перед Вторым Пришествием Господа. Чтобы понять, почему Сын Божий в Своем пророчестве совместил два этих плана, надо уяснить себе верования древних евреев. Средоточием религиозных упований жителей Палестины времен проповеди Христа было ожидание Мессии - помазанника Божия. После подчинения Иудеи Римской империи это слово стало обозначать правителя, который восстановит славу Дома Израилева и сделает Иудейское царство самым могучим государством мира, подчинив ему все прочие народы. Ожидаемый Мессия воспринимался прежде всего как выдающийся государственный деятель. И в этом смысле первые последователи Христа не были исключением из общего правила. На протяжении всех трех лет проповеди Спасителя они с нетерпением ждали, когда же Он, наконец, объявит себя царем Иудейским и прогонит римских оккупантов. До самого распятия Господа ученики не могли понять смысл Его притч о том, что Царство Божие - не от мира сего. Учитывая, что возникновение Иудейской супердержавы представлялось древним евреям кульминационным актом всей истории человечества, гибель Иерусалима, после явления Мессии, была невозможна. Или, точнее, могла произойти только в одном случае – при конце света. Именно поэтому Христос искусно совместил рассказ о грядущем падении города с описанием признаков последних времен. На Масличной горе Апостолы восприняли пророчество как откровение о кончине мира, и лишь спустя три десятилетия для христиан стал ясен другой его, меньший, конкретно исторический, план.

Кто верил Сыну Божьему...

Предсказание Господа о разрушении Иерусалима, которое сбылось в Iвеке от Р.Х., не только спасло жизни многих Его последователей, но и окончательно отделило их от остальной еврейской среды. Обращение к иудейской истории показывает, насколько промыслительным для первых христиан было предостережение Христа. В 64-м году прокуратором Иудеи был назначен Гессий Флор. Жестокость нового римского наместника во много раз превзошла бесчинства всех его предшественников. Достаточно сказать, что именно Гессий Флор отменил в Иудее местное самоуправление и разграбил сокровищницу Иерусалимского храма. Насилия, чинимые им, вызвали, наконец, открытое вооруженное восстание, в результате которого Флор в 66-м году отступил в Кесарию.
На помощь римским оккупантам выступил во главе крупного войска наместник Сирии Цестий Галл. Быстро сломив сопротивление в провинциях, он подошел к Иерусалиму. Казалось, что город неминуемо падет, так как среди защитников были большие разногласия, но в тот самый момент, когда римская армия была готова к решительному штурму, военноначальник вдруг приказал отступить - историки до сих пор не могут объяснить этот факт. Увидев отходящие римские части, иудеи ободрились и, выйдя из города, нанесли противнику страшное поражение, вынудив Цестия с позором бежать. Воодушевленным победой, жителям города показалось, что римскому владычеству пришел конец, что сбываются их чаяния о грядущем торжестве Израиля над всеми народами, и вот-вот придет вопреки Христу «настоящий» Мессия. В том, что могучий Рим вынужден был надолго отступить, иудеи видели непосредственное вмешательство Божие. И лишь иерусалимские христиане не участвовали в общих торжествах и приготовлениях к дальнейшей войне с Римской империей. Осаду Святого города они восприняли как обещанный Спасителем знак приближающегося падения: «Когда же видите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его» (Лк.21.: 20). По словам Господа: «Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него» (Лк. 21.: 21) христиане Иерусалима покинули свои дома и ушли за Иордан, в поселение Пелла. Очевидно, что это было не легким испытанием – вопреки ликованию соплеменников и духу послушаться предостережения Иисуса. Поступок христианской общины был оценен оставшимися евреями как предательство, как основание для непримиримой вражды. Но в итоге уцелели лишь те, кто верил Сыну Божьему больше, чем собственным глазам. В 67-м году в Иудею был направлен лучший римский полководец Веспасиан, получивший неограниченные полномочия для усмирения мятежа. Имея под своим началом три легиона и многочисленные вспомогательные группы, он огнем и мечом прошел по Палестинской земле. Однако известие о смерти императора Нерона заставило полководца вернуться в Рим. Только добившись верховного положения, Веспасиан смог вернуться к делам Иудеи. Весной 70 года его сын Тит осадил мятежный Иерусалим. Это было время Пасхи, когда в городе собралось более миллиона евреев. Многомесячное пребывание в железном кольце противника вызвало среди осажденных страшный голод: люди убивали друг друга за пищу и матери съедали своих детей. И все же сопротивление было сломлено. Ожесточенные римские солдаты, ворвавшись в город, устроили настоящую резню. Предреченное Христом полностью сбылось. Храм был сожжен – от него остался только небольшой фрагмент внешней стены (так называемая, Стена Плача), город разрушен до основания. Количество погибших при осаде иудеев достигло 1.100.000 человек, еще около ста тысяч были взяты в плен и проданы в рабство.

«Времена язычников»

О дальнейшей судьбе Святого города и его жителях Иисус в Своем пророчестве говорит: « И отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников» (Лк. 21.: 24). Истинность этих слов подтверждает весь ход истории. Взятие столицы Иудеи Титом можно считать точкой отсчета современного распространения еврейской диаспоры по всему миру. И хотя в 118-138 годах при императоре Андриане иудеям было разрешено вернуться в Иерусалим, последовавшее за тем ожесточенное восстание под предводительством лжемессии бар-Кохбы, привело к тому, что народ Израиля попал в еще более тяжкое положение рабства и рассеяния. Сам Святой город был вторично предан огню и фактически сровнен с землей. С IV по VI века Иерусалим находился в руках православных, за это время он отстроился, здесь были воздвигнуты многие святыни. Однако христианский расцвет был недолгим. В 638 году Палестину, находившуюся под управлением Восточной Римской империи, завоевывают арабы-мусульмане. После вынужденной сдачи Иерусалима патриархом Софронием, предводитель арабов халиф Омар совершил намаз на Храмовой горе - по существующей традиции здесь была воздвигнута деревянная мечеть, впоследствии замененная на каменную аль-Акса. В 691 году, в царствование халифа Абд аль-Малика, было закончено строительство еще одной мечети на месте Дома Божия - Куббат ас-Сахра (Купол скалы). Видимо, в это же время возникает легенда, связывающая описываемое в Коране вознесение Мухаммеда на небо с Иерусалимом и Храмовой горой. Так территорию главной святыни Иерусалима заняли мусульманские мечети. С 1099 по 1187 год на палестинских землях утверждаются христианские государства крестоносцев, в рамках которых православное население испытывало даже большие притеснения, чем при владычестве арабов. С момента падения крестоносцев и вплоть до начала XX века ( т.е. около восьмисот лет) Палестина пребывала в руках мусульман, большую часть времени - как часть Османской империи. 1897 год – особая дата в истории Иерусалима. В этом году в швейцарском городе Базеле возникла, так называемая, Всемирная сионистская организация, провозгласившая своей целью «создание национального очага для иудеев в Палестине, где они могли бы жить под защитой закона". Находящаяся в центре иудаизма идея о могущественном еврейском государстве, о восстановлении храма Соломона и приходе Мессии, который обеспечит иудеям мировое господство, обрела второе дыхание. Когда в конце Первой мировой войны британские силы оккупировали Палестину, сионистский союз воспользовался ситуацией и добился от министра иностранных дел лорда Артура Бальфура обязательства способствовать устройству еврейских поселений на занятой территории. В 1920-1930-е годы в британскую подмандатную Палестину переселилось несколько сотен тысяч иудеев, но основной их приток пришелся на годы преследования евреев нацистской Германией. Эта экспансия не могла не вызвать недовольства у составляющих этническое большинство в Палестине арабов. Произошла серия вооруженных конфликтов. В 1948 году ООН санкционировало создание независимого еврейского государства Израиль. Немедленно пять арабских стран – Иордания, Египет, Ливан, Сирия и Ирак – объявили ему войну, но были отброшены вооруженными по последнему слову техники израильтянами. В результате перемирия Израиль включил в свои границы значительную часть бывшей британской Палестины. Однако с этих пор конфликт между еврейскими колонистами и их мусульманским окружением никогда не прекращался, Ближний Восток стал одним из главных мировых очагов напряженности. Что касается самого Иерусалима, то, несмотря на то, что этот город контролируется силами Израиля, его сердце - храмовая гора – целиком находится под властью мусульман. Попытка захватить святое место и воздвигнуть «Третий храм» неминуемо обернется для иудеев консолидацией ныне разрозненных сил мусульманства и объявлением религиозной войны. Все что сегодня доступно евреям, это молится у Стены Плача и накапливать силы. Согласно опросу, проведенному в 2000 году среди израильтян, более половины из них (63%) в принципе приветствуют идею штурма храмовой горы.

Иерусалим при конце света

Пределы «времен язычников» из текста Священного Писания точно определить невозможно, ясно только, что они закончатся со Вторым Пришествием Господа. Признаками приближения последних дней и Суда Божия Иисус называет явление лже-христов, учащение войн, обилие природных катаклизмов, жестокие гонения на христиан и оскудение любви между людей (Мф. 24.: 5-10). Но подобно тому, как древний Иерусалим пал, только после проповедования в нем Спасителем Благой Вести, кончина мира не произойдет прежде оглашения Евангелия всем народам мира (Мф. 24.: 14). Это обетование Христа в наши дни практически сбылось – сегодня в мире осталось совсем не много этносов, на чей язык не был бы переведен Новый Завет. В пророчестве Господа о конце света есть и другой утешительный момент: ради праведников, время скорби и мучений будет сокращено, иначе «не спаслась бы никакая плоть» (Мф. 24.: 22). То есть верные Богу, при Его помощи, смогут пережить все ужасы погибающей вселенной. Поскольку, несмотря на все названные признаки, Второе Пришествие Христа будет таким же неожиданным для людей как всемирный потоп (Мф. 24.:36-39), Иисус призывает всех нас, не исключая и самых праведных, пребывать в постоянной готовности встретить «Сына человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою» (Лк. 21.: 27). Что же касается судьбы собственно Иерусалима во время конца света, то святоотеческая мысль усматривает параллель между образом гибнущего города в пророчестве Господа на Масличной горе и картиной падения Вавилона из Откровения, данного Господом Евангелисту Иоанну Богослову (Откр. 18). Согласно христианской традиции явившийся зверь-антихрист подчинит себе все народы и воссядет на трон в востановленном иерусалимском храме, чтобы заставить подданных поклоняться себе как богу (2 Фес. 2 ). Его правление в таком качестве продлится три года и прекратится со Вторым Пришествием Христа (Откр.19). После этого на землю сойдет небесный святой Иерусалим, в котором обретут упокоение праведные ( Откр. 21), а грешный Вавилон будет осужден и низвергнут (Откр. 18).

Комментирует заведующий кафедрой Церковной истории и преподаватель НДС, кандидат философских наук Даниил Семикопов:

Ожидание Мессии ( у христиан – Второе Пришествие Господа, у иудеев – явление царя мира Машиаха, у мусульман – суд над миром пророка Исы) казалось бы роднит три «религии Книги», но в действительности разъединяет. Если мусульманские представления просто отводят Иисусу Христу значение пророка, но не Бога, то христианские и иудаистические воззрения выступают как эсхатологические противники. Восстановление иерусалимского храма в обоих этих антогонических позициях связывается с наступлением особых сакральных времен. По вере иудеев после этого должно произойти явление народу Израильскому великого политического лидера, который добьется мирового господства еврейского царства и во вселенной наступит гармония. Одно из направлений иудейского богословия учит, что земной Иерусалим есть проекционное отражение Небесного царства (эта идея, кстати, не чужда и христианству). В типично каббалистической традиции, утверждающей возможность влиять на высший духовный мир через предметы низшего, материального, дальше утверждается, что для достижения космического порядка необходимо на земле последовать примеру небес. Как там ангелы поклоняются сидящему на троне Вседержителю, так и здесь всем племенам следует подчиниться богоизбранному народу евреев и его предводителю – Машиаху. Для начала же хотя бы просто не мешать Израильскому государству и восстановлению храма. Но христианская позиция по поводу грядущего Мессии совсем другая. Перед Его Вторым Пришествием, связанным с концом падшего мира, Священное Писание указывает на время беззакония, когда в восстановленном «Третьем храме» воссядет зверь-антихрист. Его главным стремлением будет абсолютная мировая власть – собственно как раз то, чего должен добиться еврейский Машиах. Очевидно, что по христианским представлениям иудейский Мессия есть антихрист, а служение его делу – способствование диаволу. Примечательно, что в этих эсхатологических ожиданиях мусульманство, как политическая сила, выступает сдерживающим фактором. Пока храмовая площадь Иерусалима находится во владении мусульман, иудеи не в силах реализовать свои религиозные чаяния.

Григорий ВАЛКИН
Газета "Нижегородские епархиальные ведомости", № 7, 2009г.