Основание духовной лестницы.

В прошлых номерах газеты был начат разговор о Святых Таинствах Православной Церкви. Сегодня мы продолжим эту тему и рассмотрим Таинства Крещения и Миропомазания.

После грехопадения люди отдалились от Источника жизни – Бога – и обрели смерть. Однако, Творец не оставил падшего человека: еще до сотворения мира, на Предвечном совете Святой Троицы решилось дело спасения людей. Эта милосердная забота описана в Библии, где излагаются ветхозаветная история евреев, носящая подготовительный характер к встрече Спасителя, и само пришествие Богочеловека. Те времена - когда Бог Слова сошел на землю и принял человеческое естество, а затем проповедал Свое учение, вольно предался мучительной смерти и воскрес - те времена стали поистине поворотными в нашей истории. Безусловное господство греха и смерти над человеком было разрушено, теперь каждый из нас получил возможность стать сонаследником Христу в жизни вечной. И первый обязательный шаг в этом направлении – вступление в основанную Господом Церковь через принятие Таинств Крещения и Миропомазания..

Погружение и помазание

Слово «крещение» происходит от понятия «христианин» и является поздним славянским аналогом греческого слова «баптисма», что означает – «погружение в воду». Сам по себе обычай водных погружений очень древний. Так, у ветхозаветных евреев существовала практика омовений, хотя она имела совсем иной, чем в Новом Завете, смысл: ритуальное очищение после всякого случая осквернения. Но самое интересное, иногда погружение приравнивалось к обрезанию, т. е. становилось обрядом причисления человека к богоизбранному народу - речь идет об уверовавших в Иегову язычниках. Поэтому вполне естественно, что проповедовавший необходимость покаяния и близость прихода Мессии, св. Иоанн Креститель обратился именно к ритуалу омовения: кающиеся как бы смывали в воде свои грехи, чтобы быть готовыми войти в Царствие Божие – Христову Церковь. Такими вратами в Церковь как раз и служит Таинство крещения, установленное Самим Спасителем. Впервые это Таинство было совершенно в Новозаветную Пятидесятницу, когда на учеников Сына Божия в виде огненных языков сошел Святой Дух. Дарами крещения стало освобождение человека от первородного греха, очищение от скверны личных проступков и, как следствие, рождение в новую духовную вечную жизнь. Правильным продолжением духовного рождения человека является возрастание, взросление. Именно этому способствует Дух Святой в Таинстве миропомазания, которое совершается в Православной Церкви сразу же за крещением. Исторически миропомазание восходит опять же к Пятидесятнице. В тот праздничный день Святой Дух Своим схождением не только возродил апостолов к новой жизни, но и даровал им особое освящение – вступление в Церковь Христову, а значит открытый доступ к участию во всех других Таинствах, и прежде всего, евхаристии. Вместе с рождением от Святого Духа первых христиан возникла и новозаветная Церковь – единый богочеловеческий организм, главой которого является Господь Иисус Христос, а остальными членами – все верующие. Как и в Пятидесятницу Таинства в Церкви продолжают совершаться действием Святого Духа, однако, уже при посредстве специально поставленных служителей Бога – священства. Обращаясь к ветхозаветному опыту и наследию Иоанна Предтечи, христианское крещение происходит через троекратное погружение в воду и чтение молитвы. Что же касается миропомазания, то само название Таинства отражает образ его совершения. Впрочем, вначале укрепляющие дары Святого Духа передавались посредством возложения рук на голову новокрещенных и это священнодействие было доступно только апостолам. Например, в книге Деяний святых апостолов описывается, как Петр и Иоанн возлагают руки на самарян, чтобы они приняли Святого Духа(Деян. 8; 16). Но по мере увеличения числа крестившихся и значительного географического расширения христианства, руковозложение, как внешняя обрядная форма, стало неудобным. Уже при жизни непосредственных учеников Христа возник обычай заменять руковозложение помазыванием особым благовонным маслом - миром , - которое освящалось Святым Духом по молитве апостолов, а позже епископов. Теперь Таинство мог совершить пресвитер в любой даже самой отдаленной христианской общине. В настоящее время в Русской Православной Церкви миро освящается раз в год в Москве патриархом. Предварительное приготовление всех благовонных веществ и прочих составляющих начинается с Крестопоклонной Недели, собственно же торжественное мироварение происходит на Страстной неделе: с Великого Понедельника по Великий Четверг.

Через внешнее к внутреннему

По древней благочестивой традиции вступлению человека в Церковь должен предшествовать достаточно длительный период оглашения — научения христианской вере. Но в связи с тем, что с течением времени большинство крестин стало совершаться над младенцами, приготовление к Таинству крещения сохранилось только в форме предкрещальной службы. Она состоит из нескольких молитв: изгнание злых духов, отречение от власти сатаны, сочетание с Христом, Символ Веры, просьба священника допустить оглашенного к Таинствам. Замечательно, что крещаемый объявляет диаволу войну, внешним выражением чего служит плевок и дуновение на запад, в сторону заката, - эти жесты у семитов до сих пор означают высшую степень презрения. Само Таинство Крещения начинается с момента освящения воды — она становится средой Божьего присутствия, «всегубительством демонов». Троекратное погружение в нее символизирует осуждение на смерть ветхого, грешного человека, затем смывание его грехов, Божественное прощение и, наконец, новое рождение во имя Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. После этого новокрещенный облачается в белые одежды, что означает возвращение целостности и невинности. Святитель Амвросий Медиоланский сравнивает эту одежду с блистающими ризами преобразившегося на горе Фавор Христа, «явившего Себя ученикам не в обнаженном виде, но в одеянии белом, как свет, в нетварном сиянии Божественной славы». Вместе с «белыми ризами» возлагается также и крест - в знак того, что теперь человек должен исполнить волю Распятого за нас на кресте Господа нашего Иисуса Христа, хотя бы верующему пришлось претерпеть множество скорбей и искушений. Затем новокрещенный приступает к Таинству Миропомазания. Надо отметить, что в ранней Церкви Таинства Крещения и Миропомазания не были выделены в самостоятельные чинопоследования и составляли одно целое. Только в III и IV веках чин Миропомазания достигает своего полного развития и получает отдельную структуру. К сведению, в отличие от Православной Церкви, где Крещение и Миропомазание последовательно соединены, у католиков эти два Таинства отстоят друг от друга на семь, а иногда и более лет. Главной частью чина Миропомазания является нанесение освященного масла крестообразно на лоб, глаза, ноздри, рот, грудь, руки и ноги посвящаемого. Это миро являет постоянное присутствие Святого Духа в Церкви, поэтому мысли, воля и чувства человека оказываются освященными Богом, новокрещенный становится домом Божиим, храмом. Апостол Павел пишет об этом: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий" (1 Кор. 6,19-20). Чтобы подчеркнуть непреходящее значение помазывания, в конце Таинства миро омывается – внешние знаки посвящения должны стать самой сущностью жизни христианина. Этот же смысл имеют и заключительные обряды преклонения головы и пострижения волос. Посвященный в Церковь склоняет голову в знак своего подчинения Ее уставу и покорности воле Господа, а остриженные волосы символизируют готовность к жертвенным поступкам во имя Христ.

Стяжать Святого Духа

Спасительное воздействие на людей Святого Духа, пребывающего в Церкви со дня Пятидесятницы, называется благодатью. Она изливается на людей любовью Бога-Отца, ради искупительных заслуг Сына Божия Иисуса Христа, Его ходатайством. Конечно, запредельная (трансцендентная) сущность Бога всегда остается человеку недоступной, но в Своей обращенности к миру Бог имеет особый образ бытия, в котором открывается людям и соприкасается с ними. Через Святые Таинства Церкви благодать изливается непреложно, как бы прямым путем в сердце христианина. В Таинстве Крещения Божией благодатью человек умирает для жизни греховной, плотской и рождается для жизни святой, духовной. Стать христианином – это больше, чем простая перемена убеждений или даже образа жизни, это означает решительное внутреннее перерождение. Вспомним слова Господа о том, что зерно не оживет, если не умрет (Иоан. 12,24), или сказанное Никодиму: “Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Иоан. 3,5). Для достойного принятия крещения нужны вера и полное покаяние человека, отказ от прежней своекорыстной жизни. Все христиане должны помнить, что данный в Крещении талант — залог новой жизни — приумножается путем личных усилий, при чем в течение всей жизни. И великая помощь в этом подвиге - Таинство Миропомазания, которое святыми отцами недаром называется личной Пятидесятницей верующего. Как в апостольские времена, человеку, взявшему крест и последовавшему за Господом Иисусом Христом, посылается Утешитель — Дух Святой. Утешитель, способствуя неукоснительному духовному росту христианина, помогает усвоению учения Церкви. Он же - по словам апостола Иоанна : «Бог больше сердца и знает все» (1 Иоанн.3,20) - просвещает наше сердце, т. е. совесть. И, конечно, через Таинство Миропомазания в душу христианина всевается Божественная любовь и, вместе с нею, «радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5,22-23) и множество других плодов Духа Святого. Преподобный Серафим Саровский говорил, что «цель жизни христианской есть стяжание Святого Духа». Таинства Крещения м Миропомазания - это основание, на котором стоит лестница духовного восхождения.

Григорий ВАЛКИН
Газета "Нижегородские епархиальные ведомости"