Преображение мира и человека

19 августа (6 августа по старому стилю) праздник Преображения Господня.

Праздник Преображения Господня относится к двеннадцати главным торжествам Православной Церкви. И это закономерно, ведь на горе Фавор воочию была представлена возвышенная богословская истина о воплощенном Боге Слове, Богочеловеке. «Невещественный огнь, не попалявший вещества телеснаго, виден был, когда Моисею, апостолам и Илии явился Ты, Владыко, единый из двух естеств, в двух совершенных естествах» (2-й канон, песнь 4-я, тропарь 3-й) — так поет Церковь об этом откровении. Кроме того, по учению святых отцов, в свете Фавора было явлено основное содержание миссии Господа - изменение и освящение всего мироздания.

«Показал нам на Фаворе угль Божества»

Момент восхождения Иисуса Христа на Фавор и происшедшее там зримое открытие Его Божественного естества в православном вероучении рассматривается как один из узловых пунктов Евангелия. Описание Преображения дается сразу тремя Евангелистами: Матфеем, Марком и Лукой. Священное Писание рассказывает, что незадолго до Своих крестных мук Иисус Христос в утешение сказал ученикам, что среди них есть те, «которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16, 28). Спустя несколько дней это обетование сбылось.
Господь возвел троих апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — на «гору высокую» и, во время молитвы, «переобразился перед ними»: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса» ( Мк 9, 1-8). На обратном пути Господь заповедал своим ученикам никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день. Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном — о созрецании Божественного естества Христова, просиявшего через завесу плоти Его.
В свете Фавора одновременно открылось и все домостроительство Божие о спасении мира. Святые песнословцы, составители стихир и канонов на день Преображения, с особенной ясностью отобразили это в своих сочинениях. Обратимся к вероучительным строкам. «Соединив в Себе Божество и человечество неслиянно, Ты показал нам на Фаворе угль Божества... и тем изумил Моисея с Илиею и верховных из апостолов» поется во втором каноне праздника ( канон 2-й, песнь 5-я, тропарь 3-й). «Узрев... Божество во плоти, блистающее на Фаворе», Моисей и Илия познали в Нем Того, Которого «они в древности провозвестили истинным Богом» (канон 1-й, песнь 5-я, тропарь 1-й), и Который ныне пришел «от Девы Отроковицы... человеком на избавление» (на стиховне стихира на малой вечерне). Отныне человеческому разуму стало внятно, что Иисус, Сын Бога Живого, некогда явился Моисею прикровенно « в огне и купине», а сейчас же открылся въяве, «в неприступном свете Божества» (2-й канон, песнь 1-я, тропарь 3-й).

«Делая из слепцов зрячих»

По учению Православной Церкви Преображение Господа стало также наступлением на краткое время «Царства Божия, пришедшего в силе» - т.е. предвестием того, что произойдет после Второго пришествия Христа (Мк. 9, 1).Святитель Филарет (Дроздов) так пишет об этом. "Кажется, на пути к Фавору в прямом и непосредственном намерении Его было не преображение, но просто молитва: взыде на гору помолитися. Кажется, и на самой горе в самые минуты преображения собственною целью действия Его была только молитва: Быстъ егда моляшеся…" - рассуждает святитель. Но от этого духовного действия изменилось все пространство вокруг Господа. Свт. Филарет продолжает :"Дух молитвы, сливаясь с Духом Божиим, исполнил светом душу Иисусову; преизбыток сего света, не удерживаясь в душе, пролиялся на тело и просиял в лице; не вмещаясь и здесь, осиял и преобразил самую одежду; расширяясь еще далее, объял души Апостолов и отразился в восклицании Петровом: Добро есть нам зде быти; прошел в область внутреннего мира и привлек оттоле Моисея и Илию; достиг самых недр Отца Небесного и подвигнул любовь Его к торжественному свидетельству о возлюбленном: Сей есть Сын Мой возлюбленный…"
По слову святых отцов, правильнее считать, что преображение скорее произошло с апостолами , нежели с Учителем. «Преображаясь, – говорит святой Иоанн Дамаскин, – Христос не приобретает ничего сверх того, чем Он был, и не пременяется в то, чем Он не был, но являет Своим ученикам то, чем Он был, отверзая их очи и делая из слепцов зрячих…" Его поддерживает святитель Василий Великий: "Как некий свет сквозь стеклянные пластины, то есть сквозь человеческое тело Господа, просияла Его Божественная сила, озарив тех, у кого стали очищены сердечные очи". Святой Апостол и Евангелист Иоанн несомненно опирается на происшедшее с ним на Фаворе, когда говорит следующее: «Еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3, 2). Это духовная перспектива для всех людей, и, согласно учению исихазм (от греч. hesychia – покой, - безмолвие), возникшему в XIV веке в среде афонских монахов, преображение индивидуально достижимо еще до утверждения Небесного Иерусалима на земле. Практика исихазма направлена на стяжание Святого Духа и обожение души и тела человека по образу воскресшего Иисуса Христа. Молитвенное богообщение делает возможным увидеть Божественный свет - визуальное выражение Божественной силы, тот самый нетварный свет, который видели апостолы на горе Фавор.
Интересно, что в западном католическом толковании Преображению Господнему преимущественно придается значение психолого-дидактическое: Иисус Христос в очередной раз доказывает Свою Божественную силу и власть и подкрепляет таким образом учеников накануне Распятия. Данный смысл признается и православной традицией. Но наряду с этим, здесь спектр литургических текстов и богословия Преображения значительно шире. "Солнце убо, землю уясняя, абие заходит, Христос же, со славою облистав на горе, мир просветил есть". Буквально: солнце земное всходит и заходит, а Господь один раз показал нам нетварный Свой свет и во веки наполнил мир светом немеркнущим.

«Восхождение к распятию»

Установление Церковью праздника Преображения относится к древним временам. Как видно из многих поучений, его отмечали уже в IV в. До нашего времени дошли, в частности, слова на Преображение святого Ефрема Сирина и святого Иоанна Златоуста, гомилии Андрея Критского и Иоанна Дамаскина. Святые Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский стали авторами стихир и канонов на этот праздник. То, что христиане праздновали Преображение в IV в. означает также, что традиция данного дня имеет еще более раннее происхождение. По крайней мере, храм на Фаворе был построен уже царицей Еленой, матерью Императора Константина Великого. Первоначально Преображение отмечалось в другое время: за 40 дней до Пасхи, так как согласно простым вычислениям по Евангельским текстам, от Фавора до восшествия на другую гору, Голгофу, должно было пройти не более 30-40 дней.Впоследствии праздник перенесли на 6 августа (по старому стилю). Имеются разные версии происхождения этой даты, но очевидным является то, что литургический календарь Церкви и внутренние связи его имеют значение скорей символическое, нежели фактическое. В годовом круге Преображение стоит особняком, тогда как основная последовательность событий новозаветной истории развернута в общий ряд. Однако, в ближайшем рассмотрении за датой Преображения 6 августа угадывается своя логика: 40 днями позже, на 14 сентября (по старому стилю), приходится Воздвижение Честного Креста – в память Христовых страданий и смерти. Таким образом, оказывается соблюден смысл Фаворского восхождения как приуготовительного к Распятию, тема же Крестного Искупления входит органической частью в богослужебные тексты: "Прежде Креста Твоего, Господи, гора Небеси подобящися…" (т.е. «Прежде Крестных страданий гора уподобилась Небесам, так там было светло и прекрасно»– стихира 1-я на Господи воззвах); "На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо разумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее Сияние" (кондак праздника).
Другая связь объединяет 6 августа с осенним иудейским праздником кущей, суккот. В Сидуре, иудейском молитвослове, говорится, что праздник кущей издревле посвящался благословению плодов. В соответствии с этим, христианам уже с первых веков привился обычай приносить в храм созревшие плоды (злаки, виноград) в знак благодарности Богу. В этот день над приношениями читаются специальные молитвы "на благословение плодов".
В России по обычаю взамен винограда освящаются яблоки. "Яблочный Спас" – так именуется праздник Преображения в народе. Празднование продолжается 9 дней, с 5 по 13 августа (по старому стилю). "В день Преображения Господня, – говорит митр. Антоний Сурожский, – мы видим, каким светом призван воссиять этот наш материальный мир, какой славой он призван сиять в Царстве Божием, в вечности Господней… И нам, людям, дано это знать; нам, людям, дано не только знать это, но и быть со-трудниками Божиими в освящении той твари, которую Господь сотворил… Мы совершаем освящение плодов, освящение вод, освящение хлебов, мы совершаем освящение хлеба и вина в Тело и Кровь Господни; внутри пределов Церкви это начало чуда Преображения и Богоявления; верой человеческой отделяется вещество этого мира, которое предано человеческим безверием и предательством тлению, смерти и разрушению. Верой нашей отделяется оно от этого тления и смерти, отдается в собственность Богу, и Богом приемлется, и в Боге уже теперь, зачаточно, поистине делается новой тварью".

Григорий ВАЛКИН
Газета "Нижегородские епархиальные ведомости"