Кто имеет ухо, да слышит. (Откр. 13:9)
Кто имеет ум, тот сочти (Откр. 13: 18)

"Апокалипсис" Иоанна Богослова - единственная пророческая книга Нового Завета - признан Церковью богодухновенным писанием и хорошо известен всем христианам. Но совсем иначе обстоит дело с другими пророчествами, которые появились в более близкое к нам время и касаются грядущих судеб мира и конкретно России. Как правило, эти массово публикуемые сегодня предсказания подписываются именами святых, однако, многие детали текстов заставляют усомниться в подлинности их авторства. Так стоит ли увлекаться чтением пророчества, источника которых точно не знаешь, и к чему это может привести , есть ли какая-нибудь существенная разница, например, между пророками нашей эпохи и Ветхого Завета, как вообще правильно христианину относиться к любым предсказаниям?

Пророческий бум

Во все времена человек испытывал желание проникнуть за завесу одной из главных тайн бытия - узнать свою личную судьбу и будущее целых народов и государств. Несмотря на то, что познание предстоящего не происходит иначе, кроме как по воле Создателя мира, среди людей всегда находили спрос речи всевозможных лжепророков. Особенно же сильным в обществе увлечение предсказаниями становится в переломные моменты истории. Не в состоянии осмыслить происходящее, дать верный прогноз относительно хотя бы ближайшего будущего, многие люди прибегают к иррациональным средствам: идут к медиумам, экстрасенсам, прочим оккультистам или просто читают эзотерическую литературу. Около двух тысяч лет назад западную цивилизацию, заключавшуюся тогда в пределах Римской империи, захватили мистические культы восточного язычества, сегодня в планетарном масштабе повторяется то же самое - человечество захлестнула волна эзотерического движения Нью Эйдж. Нарушение необходимого для трезвого мышления баланса между рациональным и мистическим нередко наблюдается и в среде тех, кто искренне считает себя православными христианами. Печально, но успехом пользуются сомнительные сборники, содержащие противоречивые, так называемые, "пророчества старцев" о грядущем России, на сайтах, организованных верущими мирянами, сплошь и рядом встречается обвинение всех светских властей в сговоре с целью воцарения антихриста, даже само церковное священноначалие подозревается в измене и ересях. Лучшим примером того, куда может привести потеря здравого смысла и увлечение темными слухами, замешанными на домыслах и предсказаниях о совсем близком конце света, служит участь бывшего епископа Анадырского и Чукотского Диомида. Как известно, в текущем году он фактически вышел из РПЦ, организовав самый настоящий раскол.

Пророки и прозорливцы

Закон и пророки до Иоанна(Лук.16:16) - эти евангельские слова Спасителя указывают на самую суть явления пророчества. Действительно, пророками как таковыми в христианской традиции называются праведники времен Ветхого Завета, жившие ожиданием обещанного Мессии и получавшие откровения так или иначе связанные с Его приходом. После совершения Господом Иисусом Христом дела нашего спасения, дар узнавать грядущее Бог дает без прежней ветхозаветной яркости и полноты, ведь главное в человеческой истории произошло. Единственное исключение - апостол и евангелист Иоанн Богослов, которому открылись глубочайшие тайны еще одного очень важного для человечества события - Второго Пришествия Спасителя и конца нынешнего падшего мира. Если же обратиться к классической святоотеческой литературе, то в этом драгоценнейшем наследии мы не найдем никаких пророчеств. Святые отцы, чьи труды являются богословской нормой Православия, например свт. Василий Великий, свт. Иоанн Златоуст, свт. Григорий Богослов, преп. Иоанн Дамаскин, ничего не предсказывали о грядущем. Конечно, это не означает, что откровения Божии о будущем прекратились вовсе, только вот все основное, имеющее общечеловеческое значение, было уже произнесено. Пророчества святых разных эпох и стран отныне преимущественно касаются лишь отдельных личностей и судеб конкретных государств. Причем, сегодня понятие "пророчество" заменяется в церковном обиходе понятием "прозорливость", подразумевающим способность чистого сердца прозревать и открывать людям Промысл Божий.

Апокрифические чудеса

К сожалению, к распространенным в настоящий момент в России текстам, содержащим те или иные пророчества святых о судьбах мира и нашей страны, приходится относиться с осторожностью. Как и в первые века христианской эры Православная Церковь сегодня просто задыхается от апокрифов. Зачастую почитаемым в Церкви людям приписываются самые фантастические высказывания, подлинность которых нельзя окончательно опровергнуть просто потому, что они основаны на устной традиции. Так, после преставления преп. Серафима Саровского его собеседник Николай Мотовилов в 1867 году якобы заявил о следующем предсказании, услышанном им от святого старца: "Россия вскоре должна слиться в одно море великое с прочими землями и народами славянскими и составит грозное царство Гога и Магога, пред которым затрепещут все народы. Наше Отечество полонит Константинополь и Иерусалим, захватит почти всю Турцию. Париж к тому времени будет уничтожен, Франция съежится до области вокруг города Реймса с населением в семнадцать миллионов. Спустя несколько лет между Москвой и Петербургом, в том великом городе, который будет назван Москво-Петроградом, родится антихрист. Но до его явления должен состояться Восьмой Вселенский Собор всех Церквей для объединения против сатанинских сил". Также трудно поверить в истинность следующего пророчества, приписываемого преп. Серафиму: "Все то, что носит название "декабристов", "реформаторов" и, словом, принадлежит к "бытоулучшительной партии" - есть истинное антихристианство, которое, развиваясь, приведет к разрушению Христианства на земле и отчасти Православия и закончится воцарением антихриста над всеми странами мира, кроме России... И это так верно, как дважды два". Такие слова как "декабристы" и "бытоулучшательная партия" совершенно не вписываются в известный лексикон саровского святого. По этому же признаку не выдерживает критики апокрифическое "Видение праведного Иоанна Кронштадского", в котором утверждается, что святой еще в 1907 году предвидел все подробности грядущих гонений за веру. Вот отрывок из этого произведения: "Идет масса людей, страшно измученных, на лбу у каждого по звезде. Они увидели нас и закричали: "Помолитесь за нас, святые отцы, нам очень тяжело... Мы не получили печати дара Духа Святого, нас звездили"". Действительно, в 20-х годах вместо крещения россиян "звездили", но сложно допустить, что это советское новоязовское словечко было известно Иоанну Кронштадскому за десять лет до революции.

Ах, как кружится голова!

В своих выступлениях, касаясь темы пророчеств, известный православный миссионер диакон Андрей Кураев замечает существенную разницу между предсказаниями, популярными в среде российских верующих в 80-ые годы и в первое десятилетие XXI века. Если в конце советской эпохи "пророчества старцев" гласят о нашей стране под властью безбожников и кратком времени свободы христианской проповеди перед самым приходом антихриста, то сегодня те же самые, но сильно переиначенные тексты повествуют о мировом господстве "сына диавола" и одиноко противостоящем тьме "Православном Государе России". Очевидно, что с положительными духовными, социальными и экономическими переменами, которые недавно почувствовали россияне, тон предсказаний переменился с довольно таки унылого на более-менее оптимистический. Приведем, пожалуй, самый радужный для нас текст, подписываемый именем преп. Лаврентия Черниговского и датируемый 1940-ым годом: "В России будет процветание веры и прежнее ликование (только на малое время, ибо придет Страшный Судия судить живых и мертвых). Русского православного царя будет бояться даже сам антихрист. При антихристе будет Россия самое мощное царство в мире. А другие все страны, кроме России и славянских земель, будут под властью антихриста и испытают все ужасы и муки, написанные в Священном Писании". Как ни отрадно для российского патриота читать эти слова, следует помнить, что к пророчествам стоит скорее прислушиваться, когда они предупреждают о чем-то горьком, нежели когда вселяют чувство какой-то невероятной надежды и кружат голову.

Золотое правило

В православной традиции существует один четкий принцип в отношении ко всем предсказаниям, даже к тем, что записаны в пророческие книги Библии, - предельная осторожность. Об этом рассказывает преподаватель Катехизиса, Священного Писания Нового Завета и проректор по учебной работе Нижегородской Духовной Семинарии, кандидат богословия, доцент протоиерей Александр Мякинин:

Высказывание святого апостола Павла: "Блюдите, како опасно ходите" (Еф.5,15) – содержит важнейшее правило в жизни христианина. Верующий человек никогда не должен забывать, что толкование любого откровения или же, что особенно характерно для наших дней, само пророчество и пророк могут оказаться ложными. Предостерегая паству, свт. Игнатий Брянчининов советовал в случае отсутствия полной уверенности в истинности источника предсказания не принимать его на веру, хотя, впрочем, и не отвергать совсем. Даже если откровение исходит от Бога, говорит святитель, отказ принять пророчество ввиду боязни впасть в обольщение не будет поставлен нам в вину - Всеведующий Господь найдет другой более внятный способ донести свою волю. Действительно, в гораздо большую опасность впадает тот, кто без всякой проверки верит любому предсказанию как гласу Божию и легко становится добычей врага рода человеческого. Может возникнуть вопрос: почему Господь попускает возникать лжепророчествам? Разумеется, однозначного конкретного ответа не существует, так как не может человек проникнуть в тайны Промысла Божия. Видимо, для одних людей такие искушения в итоге оказываются полезными. Кроме того, всякого рода ложные предсказатели появляются на почве самовольного желания знать грядущее и обиды на Творца за то, что такого знания не дается – это тоже нравственный выбор наделенного свободой воли человека. Тем же, кто делает свой выбор в пользу Христа, следует понимать, что откровение Божие предназначается человеку для изменения его внутреннего состояния, а вовсе не для удовлетворения пусть даже самого жгучего любопытства. Пока ты не будешь готов к духовным переменам, нечего и ждать пророчеств или небесных ведений, иначе вместо православного храма попадешь в гибельные сети сектанства.

Григорий ВАЛКИН
Газета "Нижегородские епархиальные ведомости", №8 , 2008г.