Царственный страстотерпец или искупитель народа?

О правильном почитании святого страстотерпца царя Николая II

Усердие в любом благом деле всегда похвально. Но иногда усердие выходит за разумные границы, что неизбежно приводит к плачевным результатам. Примером тому бытующее в последнее время среди некоторых православных россиян чрезмерное, не по разуму, величание прославленного в лике святых царя-мученика Николая II. Не вполне понимая сути христианского подвига царственного страстотерпца, эти люди невольно распространяют ложное учение об искуплении грехов русского народа мученической смертью императора Николая и о наследственном проклятии цареубийства, которое может быть снято с россиян только „чином всеобщего покаяния“

В соответствии с решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 20 августа 2000 года император Николай II, императрица Александра Федоровна, цесаревич Алексей, царевны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия были причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных. Канонизация царственных страстотерпцев стала знаковым явлением в жизни всего российского государства. В тоже время, в среде, конечно же, искренно верующих, но мало просвещенных в церковном отношении православных людей возникла другая опасность для верного почитания прославленного венценосного мученика. В неумеренном превозношении святого царя Николая Александровича некоторые верующие стали величать его как искупителя русского народа и призывать современное российское общество к покаянию в лежащем на всех нас наследственном грехе цареубийства. Наиболее внятно такие воззрения излагаются писателем-историком М. В. Назаровым. В сжатом виде эти размышления можно свести к следующему. Как самодержец, Николай II якобы значительнее всех остальных новомучеников, а потому, если те праведной кончиной удостоились прославления в лике святых и своими молитвами к Господу могут искупить грехи многих, то нет ничего удивительного в том, что царь-мученик искупил грехи всего русского народа. Впрочем, Назаров не утверждает, что „подвиг Царя <…> уже всех нас искупил и от нас ничего не требуется“. Историк пишет, что „искупление и прощение духовно действует лишь вместе с осознанием грехов грешниками, а до тех пор оно остается невостребованным“.
Что же касается призыва к покаянию в преступлении цареубийства, то, по мнению Назарова и согласных с ним, этот грех наследственный и распространяется на всех русских людей. Пока не будет совершен „чин всеобщего всенародного покаяния“, цареубийство, как главное преступление, тяготеющее на каждом русском человеке, будет препятствием для духовного и даже политического возрождения России.

В народной среде

Если бы вышеприведенное заблуждение оставалось уделом узкого круга мудрствующих людей, это было бы, как говорится, полбеды. Но ложные представления о царственном мученике имеют самое широкое распространение в народе. Сотни и даже тысячи верующих россиян повторяют слова не утвержденных Церковью акафистов, где встречаются такие неподобающие обращения к святому страстотерпцу: „…радуйся, царю Николае, искупителю грехов народа российского!“ или „…тя бо избра по образу Сына Своего Единороднаго в жертву искупления за грехи людей российских“. В недавнее время в подмосковном селе Тайнинское (Мытищи) перед памятником святому царю Николаю II неоднократно происходили собрания паломников, лезно кающихся в наследственном грехе цареубийства государя. Даже выступлении 2007 году на Епархиальном собрании города Москвы Святейшего Патриарха Алексия II, в котором предстоятель РПЦ осудил происходящее в Тайнинском как „акт недопустимый и душевредный“, не положило предел настроениям подобного рода. Во многих епархиях, не исключая и нижегородскую, сегодня около храмов можно встретить людей, раздающих листовки и прочую печатную продукцию, дискредитирующую светлую память святого царственного страстотерпца.

Работа над ошибками

Чтобы разобраться, в чем заключается ошибочность представлений о „Царе- искупителе“ и наследственном для всех россиян грехе цареубийства, обратимся с вопросами к преподавателю основного богословия в НДС, настоятелю храма в честь святого Илии Пророка протоиерею Николаю ГОРБАТОВСКОМУ:

— Отче, почему в мученической кончине причисленного к лику святых императора Николая II нельзя видеть искупительную жертву за весь русский народ?

— Каждому христианину известно одно из основных положений православного вероучения — догмат об искуплении грехов всего мира крестной смертью Господа нашего Иисуса Христа. Никто из верующих — я надеюсь, не исключением здесь являются и те, кто впал в заблуждение насчет значения мученической смерти Николая II — не будет отрицать, что только Богочеловек мог взять и взял на Себя беззакония всех людей на всем протяжении истории. Ведь взять грехи — это означает простить их, а последнее подвластно только Богу. Именно поэтому Церковь Искупителем именует лишь Господа Иисуса Христа и никого другого. Приложение же слова „искупитель“ к человеку, даже удостоившемуся прославления в лике святых и несшего в своей земной жизни царственное служение, свидетельствует о явном недопонимании некоторыми людьми догматического смысла данного термина. Святой царь-мученик Николай II, как и остальные мученики русской Голгофы, действительно, принял смерть во имя Христа и православия на русской земле.
В книге Н. М. Тихменеева приводятся такие слова Николая II: „Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой — да свершится воля Божия!“ Слово „искупительная“ можно понимать здесь в смысле готовности исполнить заповедь Божию положить душу свою за други своя, иное понимание, в смысле способности прощать грехи, было бы хулой на святого страстотерпца. Пребывая в плену враждебных православию властей, Николай II, судя по его дневникам и воспоминаниям современников, воспринимал свои страдания как исповедание веры во Христа, как жертву во искупление своих грехов, (правильнее сказать: для исправления своих грехов) и как жертву за любимое им Отечество. Иначе говоря, Николай II готов был умереть и умер за народ, вверенный ему Богом в акте Помазания на царство, как умирает воин на поле сражения. Я намеренно привожу разные слова, выражающие одну мысль, дабы было понятно, что не каждое слово, произнесенное с самыми лучшими чувствами, является догматически выверенным, поэтому полезно сверять свое мнение с общецерковным.
Видеть в царственном страстотерпце искупителя можно лишь в плане заступничества святого, избавляющего нас своими молитвами перед Милосердным Господом от тех или иных бед. Его кончина не является искупительной жертвой, в смысле взятия на себя грехов нашего народа и дополнения искупительного подвига Иисуса Христа. Такое мнение было бы похоже на ересь отпавших от Православия католиков. По их ложным воззрениям, святые могут своими „сверхдолжными“ заслугами оправдывать, как бы выкупать, пред лицом правды Божией грешников.

— Насколько ложны представление о лежащем на россиянах наследственном грехе цареубийства и призыв к всеобщему покаянию в этом беззаконии?

— Церковь знает лишь один наследственный грех — первородный, происшедший вследствие падения наших прародителей Адама и Евы. Вспомним Священное Писание: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша (Рим. 5, 12). От этого греха мы избавляемся через установленное Христом Таинство Крещения. Все остальные грехи, появляются с участием личной воли человека. Думаю, что причина возникновения рассматриваемого заблуждения кроется опять же в церковной неграмотности некоторых верующих людей. Вменяя грех цареубийства лично каждому из нашего народа, они на самом деле имеют в виду некоторую общую родовую нравственную испорченность, которую несут перед Богом представители народа, сбившегося с истинного пути. Ведь император Николай II был помазанником Божиим и его мученическую смерть можно рассматривать как символ отречения большинства россиян от христианской веры, что и произошло вместе с упразднением самодержавия. Однако, каяться в цареубийстве следует только тем, кто сие преступление совершил. Всяческие же призывы к совершению „чина всеобщего всенародного покаяния“ в данном грехе стоят на ложном основании. Конечно, россиянам нужно покаяться в оставлении праведного пути, но это должно выражаться в коренной перемене нашего греховного образа жизни, в возвращении на путь заповедей Христовых. Могут быть молитвы покаянные от лица всего народа, но что касается Таинства покаяния, то оно одно — обычное личное церковное покаяние, что гораздо труднее любых массовых мероприятий.

— Как правильно понимать христианский подвиг царя-мученика Николая II?

— В жизни императора Николая II было два неравных по продолжительности и духовной значимости периода — время его царствования и время пребывания в заточении.Если первый из них дает право говорить о нем как о православном правителе, то второй период — крестный путь восхождения к вершинам святости, путь на русскую Голгофу.Рожденный в день памяти святого праведного Иова Многострадального, царствен-ный страстотерпец принял свой крест подобно этому библейскому праведнику: кротко и без тени ропота. Выпавшая на его долю мученическая смерть была следствием сознательного выбора. Государь после своего отречения мог бы покинуть охваченную мятежным пламенем Россию, но он предпочел остаться и страдать вместе с Родиной, руководствуясь не политической или семейной выгодой, а Христовой правдой, как он ее понимал, даже до смерти — в этом и заключается христианский подвиг царя. Мы сегодня знаем, что убийство Николая II и его семьи имело признаки ритуального характера. Последний русский император Николай Александрович, императрица Александра Федоровна и их дети приняли мученические венцы и были прославлены Господом в лике святых. С трагического 1918 года и до наших дней о молитвенной помощи царственных страстотерпцев свидетельствуют связанные с ними многочисленные чудеса.

Григорий ВАЛКИН
Газета "Нижегородские епархиальные ведомости", № 10, 2008г.