"Новый Акрополь": идея стара как мир.

Сегодня, когда к мнению духовенства прислушиваются просвещенная общественность, наука и даже правительство, кажется совершенно невообразимым тот факт, что где-то под Пензой несколько десятков человек из каких-то апокалиптических страхов ушли под землю. Но чем эта новость невероятнее того, что во многих городах страны, победившей фашизм, не исключая и Нижний Новгород, существует и даже процветает некая школа "Новый Акрополь" ("НА"), адепты которой исповедуют теософские идеи, близкие постулатам нацизма? По мнению известного российского сектоведа Александра Дворкина, и пензенская история, и возникновение фашиствующей "школы", и другие подобные этим духовно-нравственные аномалии суть явления одного рода - сектантство. К сожалению, это уродливое порождение религиозного невежества стало характерной чертой постсоветской эпохи.

Покорение пространства

Отец-основатель школы "НА" аргентинец Хорхе Анхель Ливрага, еще в молодости, обучаясь на врача в Буэнос-Айресском университете, увлекся поэзией и мистикой, а также историей и философией. Результатом неустанных занятий самоучки стало издание им студенческого журнала "Теософские исследования". В 1957 г. Хорхе знакомится с гастролирующим по всему миру известным индуистским учителем Шри Рамой, при поддержке которого и организует ассоциацию "Новый Акрополь". По заявлению самого Ливраги, эта "философская школа" призвана сформировать у человека целостное видение мира посредством сравнительного изучения философских систем, наук, религий и искусств, а также должна способствовать объединению всех людей на основе идеала всеобщего братства и гармонии с природой. Главной формой деятельности "НА" становится проведение платных лекций, а основными их посетителями - студенты и аспиранты разнообразнейших вузов. В начале 70-х годов "НА" становится общественно значимой организацией в Аргентине. Проект постепенно приобретает международные масштабы: открываются отделения в Мексике, Перу, Чили, Венесуэле, Уругвае. На этом "покорение пространства" не остановилось, и сейчас ассоциация действует почти в 60 странах Европы, Америки и Азии. В Россию ассоциация проникла в 1986 г. Царившая у нас в то время политическая, экономическая и духовная смута оказалась настолько благоприятной для акропольцев, что сегодня российское отделение "НА" является одним из самых больших в мире. Его филиалы есть в Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Твери, Калининграде, Самаре, Смоленске, Нижнем Новгороде.

Культовое знание

Почему "философской школе" Ливраги удается быть привлекательной для многих людей и даже правительств государств? Ответ кроется в самой сути организации, ее учении, работе со своими членами и общественностью. Вся вторая половина прошлого века и начало нынешнего проходит под знаком "Нью Эйдж"- повального увлечения оккультными учениями древности. Благодаря этому мощному "языческому ренессансу" лекции "НА", наполненные мистикой и теософией, по культуре Египта, Греции, Вавилона, Индии, Китая и Тибета просто не могут не находить спроса. Тем более что они отличаются высоким уровнем наукообразности и подкрепляются демонстрацией разнообразных культурных артефактов. Человека, попавшего на первую лекцию, не пугают проповедью какого-то определенного учения, напротив, его сразу заверяют, что организация "НА" ни одну систему взглядов не считает истинной и просто стремится познакомить слушателей со всем разнообразием существующих мировоззрений. Но, по замечанию исследователя "философской школы" Ксении Кирилловой, это является заведомой ложью, так как в "Акрополе" налицо "некое "культовое знание", то есть универсальный метод, при помощи которого адепты могут достичь счастья". Таким "знанием" выступает учение Ливраги, лежащее в основе всех акропольских лекций. Преимущественно это труды "Золотая секира" и "Лабиринты ляпис-лазури", входящие в сборник под названием "Учебник руководителя".
Кроме официальных лекций в "НА" существует тайное учение, доступное только "посвященным". Если на вводном курсе человека просто "развивают", усиливая его интерес к языческой мифологии, обрядам и ритуалам, то на дальнейших занятиях серьезно искажаются, а в итоге полностью извращаются его традиционные религиозные и нравственные ценности. Доказавшим свою преданность "школе" обещается постижение законов микрокосма и макрокосма путем изучения оккультных наук: астрологии, нумерологии, хиромантии. Под руководством учителей адепты пытаются установить связь с параллельными мирами и познать свои прошлые реинкарнации.
Адептам "НА" также внушается типично нью-эйджеровская вера в скорое наступление на Земле "эры Водолея", когда в мире воцарится новая, высшая раса людей. В связи с этим секта и ставит себе главной задачей подготовить ее приход, создать сверхчеловека, представителя этой "шестой" расы (термин из багажа мадам Блаватской), что, по сути, является обоснованием расовой дискриминации и идеологии- превосходства. Отношение к современным людям и даже к тем, кто попал в ученики "философской школы", достаточно четко определяет следующее высказывание Ливраги: "Я хочу, чтобы мои национальные командующие понимали, что они не руководят "избранной расой", потому что избранной расы еще не существует. Они руководят лишь несколькими семенами шестой расы среди огромной массы дерьма... Но дерьмо - это удобрение, и семена нуждаются в нем". (Мигель Мартинес. История императора. Хорхе Анхель Ливрага Рицци, основатель Нового Акрополя, и его империя. Miguel Martinez, "Religioni e sette nel mondo", Sept. 1997).
Следует учесть, что "НА" чужды германский национализм и антисемитизм, но в то же время антикоммунистические взгляды и элементы расизма, присущие им, сближают "Акрополь" с большинством неофашистских движений. С последними организацию роднит и наличие внутренней строгой иерархии в армейском духе. Акропольцы делятся на три "логоса , два из которых состоят из мужчин и один из женщин: корпус безопасности, трудовые бригады и женские бригады. Кстати, форма корпуса безопасности - черная рубашка, черные брюки, черный галстук, черные ботинки. На левую руку надевается красная повязка с черной эмблемой CS. Все еще помнят картинки в учебнике истории, поэтому эту символику можно оставить без комментариев. Претендуя на создание человека новой расы, которому суждено овладеть и править миром, руководство "НА" уже придумало флаг, герб и гимн будущей супердержавы. Так сказать, про запас.

Методики управления

Одним из наиболее важных моментов, которые учитываются при отнесении той или иной организации к тоталитарным сектам, является вопрос о применении каких-либо методик контроля сознания. В деятельности "Нового Акрополя" такими авторитетными сектоведами, как Александр Дворкин и Евгений Волков, найден целый ряд фактов этого рода. Прежде всего, в работе инструкторов "НА" с учениками наблюдается тщательно отработанная методика управления эмоциями. Используя многочисленные приемы, от банальной "бомбардировки любовью" до сложных манипулятивных техник, каждый инструктор просто из кожи вон лезет, чтобы слушатели влюбились в него, нуждались в нем и не представляли себе жизни без него. Особое внимание в "философской школе" уделяется и контролю мышления. Это выражается в специальном построении лекций, когда в разных, зачастую противоречивых философских концепциях искусственно выявляются общие черты, призванные подвести слушателя к мысли о том, что все эти концепции говорят об одном и том же, а именно об учении Хорхе Ливраги. Таким образом, слушателям навязывается вывод, который не является результатом их собственных размышлений и анализа.
К видам контроля сознания относится также контроль поведения, то есть система определенных обязанностей и запретов, призванных максимально строго регламентировать всю жизнь адепта и полностью занять его время, не оставляя возможности для критического осмысления происходящего. Так называемое "критиканство" стоит на первом месте в списке качеств, недопустимых с точки зрения "кодекса чести акропольца". Критика априори считается проявлением личных амбиций и признаком того, что человек является "плохим учеником". Помимо перечисленного следует отметить и широко применяемую в "Акрополе" практику индуцирования фобий, то есть внушение иррациональных страхов: чувства вины и боязни выхода из организации. Ученики "школы" планомерно подводятся к мысли, что единственно возможный путь эволюции человечества (дхарма) проходит через "НА", а потому отказ от членства означает и отказ от своего предназначения. Поэтому, даже приняв решение об уходе из "Нового Акрополя", человек, как правило, не может полностью избавиться от мысли, что он предает "идеал" и людей, которые ему доверили "тайное знание".

Коммерческая подоплека

Учение каждой из современных сект представляет синкретическую религиозную доктрину, которая в конце концов убивает всякую духовность. Разумеется, лидеров сект атрофирование духовной жизни паствы не слишком беспокоит, ведь главная подоплека подобных организаций - бизнес, вытягивание денег. Но существуют секты, в которых даже нет собственно религиозного учения. В них есть лишь культ благополучия, избранности и громкие, навязчивые обещания успеха, который принесет вступление в "элитные" ряды. Такие организации религоведы называют коммерческими сектами, основываясь на том, что методы их деятельности и контролирования сознания совершенно сектантские. К их числу Александр Дворкин относит и "Новый Акрополь", правда, оговариваясь, что внушаемая здесь идеология превосходства приобрела черты религии.
Эта вера членов "школы" в свою исключительность является главным источником прибыли для "НА". Ничего не получая взамен, кроме ложных, одиозных идей, каждый ученик "Акрополя" ежегодно выкладывает из своего кармана круглую сумму не только за лекции, но и на проведение всевозможных вечеров, встреч, банкетов. Более того, среди акропольцев приветствуется бесплатная работа на "школу" и регулярные пожертвования в ее казну.
Поражает, что "НА", как, может быть, ни одна другая подобного рода организация, умеет добиться прочной поддержки в госструктурах и финансовых кругах. Не стала исключением и РФ. На российском сайте "НА" опубликован целый список различных учреждений, с которыми ведется сотрудничество. Здесь и комитеты образования, и банки, и предприятия. Исследователи деятельности "НА" замечают, что в последнее время эта организация не только много зарабатывает, но и много тратит, в основном на приобретение положительного имиджа. Озаботившись экологией или сохранением очередного исторического памятника, организовав бесплатный курс лепки для детей-инвалидов или какую-нибудь другую столь же полезную акцию, "НА" приобретает в глазах широкой общественности и правительства положительную репутацию. Схема работает замечательно: "мы вам помогаем - мы - хорошие".
И действительно, прочитав очередное сообщение о том, что "Новый Акрополь" провел "экологическую акцию по вывозу мусора на свалку", человек с недоумением и раздражением отмахнется от любой информации, которая раскрывает неприглядные закулисные тайны "Акрополя".

Самая большая ошибка

Самая большая ошибка в представлениях людей о сектах - это уверенность в том, что это никогда не может их коснуться, что в секты попадают только ущербные и обделенные. На самом деле все обстоит ровно наоборот: подобные организации охотятся за здоровыми, уравновешенными, энергичными, благополучными людьми. Другое дело, что, пробыв некоторое время в секте, человек теряет и то, и другое, и третье, и четвертое... А способов и возможностей обмануть любого неподготовленного человека существует более чем достаточно. Как раз это и демонстрирует нам организация "Новый Акрополь", где под благопристойным видом философско-исторических лекций возрождается "старая" идея фашистского государства.

О своем печальном опыте рассказывает бывшая ученица "НА" Ирина:
— Мое знакомство с "философской школой" произошло пять лет назад, когда я училась на втором курсе одного из нижегородских вузов. По своему характеру я человек замкнутый, стеснительный, книжный, но, как и все подростки, я сильно нуждалась в общении, причем в общении с людьми начитанными и творческими. Все это и пообещала мне одна из однокурсниц, пригласив меня посетить платную лекцию "НА". В здании на улице Пискунова в теплой, дружеской атмосфере собиралась интересная молодежь, которой представительные лекторы сообщали "уникальные знания" о культуре Древнего Востока, забытых богах и мистической связи прошлого с современностью. Уже на первой встрече ко мне подошли симпатичные активисты и рассказали о том, что "НА" предлагает людям не только лекции, но и участие в увлекательной жизни "школы": чаепития, балы, выезды на природу и т. п. Уставшая от одиночества, я с радостью приняла их приглашение и заплатила за следующую лекцию, а вскоре и за весь полугодовой курс вперед. Это было роковой ошибкой. "Новый Акрополь" медленно, но верно вытеснил все остальные интересы в моей жизни. Я почти забросила учебу, большую часть времени проводила в стенах "школы" и на нее же тратила все свои деньги. Чтобы заслужить одобрение руководства, я взялась даже за тяжелую работу посудомойки и уборщицы на акропольских вечеринках, которую, разумеется, мне никто не оплачивал. А наградой за все это были только посулы "тайного знания" и тешившая гордыню мысль, что принадлежу к "избранному" кругу. Не знаю, чем бы закончилось мое участие в "Новом Акрополе", если бы в происходящее не вмешались мои родители, обеспокоенные тем, что дочь дважды не приехала к ним на каникулы в Краснодар. Благодаря решительным действиям папы и мамы я взяла в университете академический отпуск и покинула на время Нижний Новгород. Это подействовало на меня отрезвляюще, но главное - образовавшуюся было пустоту в моей жизни заполнила Православная Церковь. Сегодня я продолжаю жить в Нижнем, у меня есть замечательные муж и дети, достойная работа, и, оглядываясь назад, я понимаю, что избежала страшной опасности - постепенного стирания своей личности и превращения в раба.

О существовании организации "Новый Акрополь" я узнал несколько лет назад, когда профессор НГЛУ Владимир Строгецкий сообщил мне о появлении в стенах университета пригласительных листовок на собрания пресловутой "философской школы". После моей докладной записки в Нижегородское епархиальное управление со студентами вуза была проведена разъяснительная работа, которую возглавил кандидат богословия, сектовед Роман Конь. Насколько успешна была эта акция, судить трудно, так как попытка вызвать "акропольцев" на диалог не удалась. В типично сектантском духе руководители и ученики "школы" всячески избегают прямого контакта, держат себя скрытно и таинственно. Беда в том, что такая модель поведения зачастую привлекает неопытную молодежь, которой льстит приглашение в ряды "избранных". Тем более что современному человеку, настроенному гедонистически, свойственно мнить себя достойным всевозможных благ, и совсем не важно, откуда они исходят. Душевное и физическое здоровье, радостная и успешная жизнь, которые обещают секты или иные сомнительные организации, сегодня легко прельщают людей. Нежелание разобраться в существе дела и суждение о нем по щедрой на краски рекламе в итоге оборачиваются ловушкой, цепким капканом.

Григорий ВАЛКИН
Газета "Нижегородские епархиальные ведомости", № 23, 2007г.