«Гербалайф» - «дурман-трава».

Александр Дворкин: «Очень многие фирмы, работающие по схеме сетевого маркетинга, можно с полным правом назвать коммерческими культами. Дело в том, что, как неопровержимо доказывают экономические законы, в пирамиде может разбогатеть лишь ее верхушка за счет основания. Однако, для того, чтобы задержать людей в секте, чтобы они по-прежнему приносили бы доход верхушке, необходимо включать методы психологической манипуляции. Так вот, чем больше таких методов включается, тем ближе сетевая фирма к секте. Можно сказать и так, что, если сетевая фирма успешно и широко распространена, она почти наверняка является коммерческим культом».

В каждой тоталитарной секте присутствует мощная коммерческая подоплека. Как правило, она прикрыта туманными словами о Боге, о вселенской мудрости, о всеобщей любви, о великой миссии и т.п. Но есть деструктивные организации, в которых нет никакой религиозной «дымовой завесы», - присутствует лишь культ благополучия, богатства и навязчивые обещания успеха в результате участия в предлагаемом сетевом маркетинге. Такие пирамидального типа торговые компании религиоведы называют коммерческими сектами. И типичный пример - широко известная в нашей стране фирма «Гербалайф» («Herbalife»).

Явление «Продукта»

В 60-70-ых годах в Америке происходил фармацевтический бум. Тысячи людей, плененных голливудским эталоном красивого и здорового тела, становились жертвами безумно дорогих, но от этого не менее сомнительных лекарств и диет. В числе несчастных была актриса «второй величины» Джо Эн – мать Марка Рейнольдза Хьюза, основателя компании «Гербалайф». Как вспоминает в своих дневниках Марк, «мама начала принимать пилюли для похудения, прописанные очередным "медицинским светилом"... Она пила это лекарство в течение достаточно длительного периода времени и умерла от передозировки. Мне было 18 лет». Так начинается трогательная официальная история о поиске и нахождении «Продукта», способного давать людям долголетие и красоту. Согласно ей, трагедия матери заставила Марка глубоко задуматься над проблемой рационального питания – он увлекся участием в возникающих как грибы после дождя многочисленных фармацевтических проектах. Но все они заканчивались полным крахом. В конце концов, ведущий полуголодное существование юноша пришел к «грандиозной», как оценивает ее сам Хьюз, мысли о разработке собственного лекарства и его масштабном производстве. Примечательно, что эта идея пришла в голову юнцу, закончившему по российским меркам 9 классов и не имеющему никакого специального медицинского или иного образования. Основой для своих кустарно-дилетантских исследований Марк избрал «многовековой опыт европейской гербаристики и народного целительства», почерпнутый им из дешевых сборников астрологических и оккультных сочинений. Где Хьюз взял подъемный капитал доподлинно неизвестно. Во время своих непродолжительных поисков он принял в компаньоны некоего Ричарда Маркони, человека обеспеченного и увлеченного проблемой питания в экстремальных условиях, и, вероятно, взял требующиеся деньги из кошелька товарища. Так или иначе, в 1979 году на свет появился препарат «Гербалайф» - в переводе на русский «трава жизни». На сегодняшний день Международная конфедерация обществ потребителей признала этот травный сбор абсолютно бесполезным для поправки здоровья. Кроме того, в состав «Продукта» входят небезопасные наркотические вещества амфетомины, разрушительно действующие на мозг, органы пищеварения, нервную систему и вызывающие зависимость. Первоначально Хьюз пробовал продавать свою «дурман-траву» прямо на улице с грузовика, но дело не пошло – нужна была реклама, чьи-то восторженные отзывы. Ничтоже сумняшись, предприимчивый Марк предложил лекарство своей бабушке, которую он, видимо, любил меньше, чем мать. Бабушка, что называется, «подсела» на «Продукт» и стала рекомендовать его знакомым. Таким нехитрым образом, и родилась мошенническая компания, действующая сегодня в 60 странах мира, включая Россию. Темпы развития фирмы можно было бы считать уникальными, если бы не успех других подобных ей маркетинговых организаций, вроде «Амвэй» (« AMWAY») и «Орифлейм» ("Oriflame"). С 1982 года «Гербалайф» вышла на мировой уровень, в 1994 году ее представительство было открыто даже на Каймановых островах. Несмотря на многочисленные скандалы, на суды с пострадавшими людьми и полный запрет «Продукта» в Швеции, в 1996 году стоимость акций компании достигла отметки в 1 млрд. долларов. Хьюз, упоенный этим успехом, начал было стройку особняка общей площадью 45 тыс. кв. футов (больше размеров Белого Дома) над каньоном «Бенедикт», но вышло иначе. Наверное потому, что сам открыватель «травы жизни» никогда не употреблял этот сулящий долголетие препарат, он умер сравнительно молодым - в 2000 году, в возрасте 44 лет.

Сеть для простаков

Фирма «Гербалайф» была организована по изобретенному в 20-ые годы в Америке принципу финансовой пирамиды. Но от обычных маркетинговых компаний детище Марка Хьюза с самого начала отличала одна существенная особенность – заинтересованность не столько в покупателях, сколько в продавцах. Хьюз быстро усвоил, что приличный доход легче сформировать не за счет продаж, а путем вербовки новых членов-распространителей. Происходит это следующим образом. Человек стремится поправить свое здоровье и покупает «Продукт». Достиг он ожидаемого результата или нет, но ему сообщают, что можно стать сказочно богатым, если стать участником маркетинговой сети «Гербалайф». Он будет зарабатывать, сам торгуя "Продуктом", но - главное - будет получать процент от каждой продажи, совершенной завербованными ими новыми «дистрибьюторами». Так потенциальные клиенты покупаются на пирамидальную приманку. Человек приобретает большую партию «волшебного» снадобья, затем с идиотическим упорством пытается перепродать его и втянуть в сеть всех своих родственникам, и знакомых. В итоге, собственное жилье и квартиры самых доверчивых близких завалены продукцией «Гербалайф» - куда его девать? И тут включается третий элемент: ладно, самочувствие не улучшилось и богатства как не было, так и нет, но зато есть членство в замечательной организации избранных, которая несет миру просвещение и освобождение. То есть вместо обещанных здоровья и денег подсовываются какие-то идеи. Более того, человека уверяют, что добиться успеха он может, только если искренне верит в уникальность фирмы и чудодейственность «Продукта». Для выработки этой убежденности просто необходимо пройти предлагаемые компанией «Гербалайф» поэтапные курсы по повышению мотивации. Разумеется, они платные, но зато вскоре заработок с лихвой окупит все затраты. За всеми обещаниями стоит один неприглядный факт - бесконечное посещение курсов, тренингов, семинаров, приобретение и распространение печатной, аудио-и видеопродукции является непременным условием участия человека в секте. То есть, на этой третьей «ступени успеха» торговля товаром с идеологической нагрузкой уступает место торговле «голым воздухом» - человек платит деньги и убеждает платить других уже за одну идеологию. Вырваться из такой системы очень непросто. Ежемесячные занятия позволяют руководителям компании «Гербалайф» контролировать сознание рядовых членов, и, наконец, действует такое общечеловеческое свойство: чем больше люди вложили куда-то материальных средств, сил и здоровья, тем труднее им признать свое заблуждение.
В компании «Гербалайф» есть и другие признаки сектантской организации. Здесь существует достаточно жесткая система иерархии. «Нижние члены» почти ни во что не посвящаются; чем более человек продвигается вверх, тем более узнает об истинном лице и задачах компании. Также поддерживается культ личности основателя «Гербалайф» Марка Хьюза, его биография обрастает легендами и домыслами, не имеющими ничего общего с реальностью. Кроме того, культивируется вера в препарат как панацею от всех болезней, а регистрация в компании преподносится «выбором нового стиля жизни». Наконец, для «Гербалайф» характерен активный прозелитизм – назойливая вербовка новых членов. Как тут не вспомнить сектантов на улицах с их брошюрками и предложениями поговорить о религии! Только религиозный культ заменяет идеология успеха, а Богом становятся деньги.

Синоним мошенничества

В России компания «Гербалайф» появилась в 1996 году. Именно тогда на улицах наших городов, не исключая и Нижний Новгород, появились люди с хозяйственными сумками и значками на груди: «Хочешь похудеть – спроси меня, как!». С фанатичным блеском в глазах они доказывали, что продаваемые ими за немалые деньги биодобавки способны творить чудеса, а присоединение к сети «Гербалайф» позволит зарабатывать баснословные суммы. «Гербалайф» пришел на российский рынок в весьма подходящий момент: тысячи людей оказались без работы, другие испытывали серьезные материальные затруднения, система здравоохранения переживала глубокий кризис . Доверчивые ко всему заграничному (импортное – значит, качественное), наши сограждане активно включились в процесс распространения чудо-препаратов. Очень скоро число дистрибьюторов в России едва ли не превышало число таковых на родине «Гербалайф» в США. Однако через три года начался спад, поводом к которому послужили разочарование самих распространителей и многочисленные статьи в СМИ, где рассказывались истории об одураченных компанией людях. Наименование «Гербалайф» стало синонимом мошенничества, желания легко разбогатеть. В наши дни компания стремится восстановить свой пошатнувшийся имидж. Теперь предложения продукции носят менее навязчивый характер. Так, в нижегородских газетах вполне можно наткнуться на объявления типа: «Нужны активные, коммуникабельные люди в развивающийся бизнес» или «Требуются сотрудники в офис». Если при звонке на указанный номер вместо разъяснений о характере работы будет предложено пройти собеседование, можно быть уверенными – перед нами приглашение на презентацию препарата «Гербалайф». Следует помнить, что хорошую работу найти не так легко, что настоящие друзья приобретаются только в течение долгого времени, и что чудодейственных средств «от всего» и «для всего» не бывает. Если мы постараемся не забывать эти простые истины и будем стараться получить побольше правдивой информации об охотящихся за нашими кошельками и душами организациях, мы сможем уберечь себя и своих близких от опасных деструктивных сект.

Григорий ВАЛКИН
журнал "Православное слово в Нижнем Новгороде" №11, 2008г.