Без Христа и Его Церкви

На улицах Нижнего Новгорода нередко можно встретить небольшие группы — по два-три человека — молодых людей, одетых в строгие костюмы и держащих в руке ежедневники. У всех у них на груди черные бейджи, на которых написано, например: «старейшина Смит» или «старейшина Иванов». Обычно, эти ребята останавливают прохожих и раздают им приглашения на бесплатные курсы английского языка, а сами представляются как члены протестанской конфессии “Церковь Иисуса Христа святых последних дней”. Но, как говорится, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Курсы языка на деле лишь способ завлечь новых людей в достаточно опасную неоязыческую оккультную секту мормонов.

Дьявольский клад

Основатель секты Джозеф Смит родился в 1805 в американском штате Вермонт, в местечке Шарон. В 1816 г. его семья переехала в городок Пальмира (штат Нью-Йорк), где и прошла юность будущего ”Учителя”. В Соединенных Штатах те времена отличались сильным религиозным брожением. Возникало множество групп протестанского толка, которые в свой черед делились, порождая новые направления. “Общественные всеобщие друзья”, “Реформированные” и “Твердопанцирные баптисты”, “Мойщики ног”, “ Прыгуны” - все эти мелкие организации трудно перечислить и большинство из них не дожили до нашего дня. Но детищу 27-летнего Джозефа было суждено перешагнуть века. Семья Смитов формально причисляла себя к протестантам, но ни одну из этих новых церквей не посещала, считая, что истину можно постичь вполне самостоятельно. Джозеф и его отец не раз пытались вступить в контакт с потусторонними силами. Одержимый жаждой обогатиться без труда, чудесным образом, юноша даже ударился в кладоискательство при помощи некоего магического кристалла. Привычным для него занятием стало шарлатанство – поиск мифических сокровищ на деньги мистически настроенных фермеров. В 1832 году, после привлечения к суду за мошенничество, Джозеф решил переменить тактику. Он объявил, что ему с четырнадцатилетнего возраста бывают видения. Первое из них якобы происходило так: Джозеф заблудился в лесу и внезапно его накрыло темное облако, в котором заключалась какая-то неведомая сила. Потом посреди тьмы появился столб света и две “личности в сверкающих белых одеждах” . Одна из фигур указала на вторую и произнесла : “Это сын мой возлюбленный, его слушайся”. Святоотеческое предание учит нас с осторожностью и недоверием относиться к подобным “откровениям”, так как бесы нередко искушают людей, принимая вид небесной святости. Но не таков был Джозеф, чтобы усомниться в том, что ему явились Бог-Отец и Бог-Сын. Смит задал “божествам” единственный вопрос: “Какую из существующих церквей считать истинной?” Ответ был тем же, что он привык слышать от родителей: “Все христианские церкви мерзость – не вступай ни в одну из них!” Спустя четыре года юноше снова привиделось. На этот раз перед ним возник “ангел”, назвавший себя Моронием и расказавший о закопанных на горе Куморе в штате Нью-Йорк золотых пластинах. Как дальше утверждает Джозеф, он раскопал этот клад и при помощи Морония превел начертанные на золоте письмена. Так возникла “Книга Мормона”, названная так в честь ее мифического автора, будто бы жившего в V веке до Р. Х. Слово “мормоны”, которое прикрепилось к сектантам, также происходит от имени этого выдуманного “пророка”.

В поисках “земли обетованной”

Первыми учениками Джозефа стали его близкие – отец и братья, затем фермеры из округи. Интересно, что “Учитель” продемонстрировал им пластины, которые сейчас, по одной из легенд, спрятаны в штате Юта в специальном хранилище, вырубленном в скале. Но показ этот происходил типично по шарлатански. Джозеф предлагал обратившимся посмотреть в пустой ящик и когда они там ничего не находили, не жалел упреков в маловерии. После многочасового стояния на коленях и молитвенного транса люди снова заглядывали в ящик и видели “ангельское золото”. Вскоре мормоны столкнулись с сопротивлением со стороны местных потестантов и вынуждекны были уйти вначале в штат Миссури, а затем в штат Иллинойс. Но и здесь вероучение и обычаи сектантов, число которых достигло уже около 15 000 человек, вызвали возмущение. В 1844 году, провозгласившего многоженство и имевшего к тому времени 27 наложниц, Джозефа Смита линчевали, а его последователей изгнали. И все же это не стало концом. Место “пророка” занял некий Брайям Янг – личность волевая и с масштабным воображением. Он установил Руководящий совет из ближайших к себе людей и возглавил переселение сектантов в долину Соленого озера. Основанный Янгом город Дезерет (позже СолтЛейкСити) стал столицей штата Юта, где и доныне 75% жителей составляют мормоны. Со временем их учение распространилось по всей Америке. Последователи Смита составляют большую часть населения югозападного Айдахо, их общины многочислены в Неваде, Аризоне, Вайоминге, Колорадо, Калифорнии, Вашингтоне и Орегоне.

Стать богом

Официальное название секты “Церковь Иисуса Христа святых последних дней”. Но по своему духу учение мормонов в целом относится к язычеству и только использует элементы христианства. Уже сама история “истинной” веры, изложенная в “Книге Мормона”, напоминает миф. “Великий пророк” вещает о судьбе одного из утерянных при царе Седекии еврейских колен, охватывая период с 600 по 421 гг. до Р. Х. Перед читателем возникают сказочные картины путешествия древних иудеев из Малой Азии в Америку, основание ими цивиллизации и гибель империи в результате раздора. Но самое любопытное, воскресший после распятия “Господь Иисус Христос” будто бы является американским евреям и открывает “всю полноту Своего учения”, которое преподнес их заокеанским братьям частично. Именно поэтому “Книга Мормона” ценится сектантами несравненно выше, чем Библия. Примечательный факт, при жизни Джозефа Смита среди протестантов Новой Англии была распространена фантастическая повесть Соломона Сполдингена “Найденная рукопись”, чей сюжет удивительно напоминает мормонские вымыслы. Вероучение “Церкви Иисуса Христа” никак нельзя назвать монотеистическим. Так, у сектантов Бог-Отец и Бог-Сын считаются двумя разными “высшими существами”, каждый из которых обладает физическим телом. Кроме них есть и другие боги - бесчисленное множество, наполняющее всю вселенную. При чем, все они мужского пола. Божества правят своими индивидуальными планетами или галактиками, имеют гаремы и от их союза с женщинами рождаются новые духовные сущности – подданные . Присоединиться к счастливой касте небожителей могут и люди, но только те, которым мормонский “Христос” открыл учение полностью. Высшая цель мужчины-мормона — стать богом, обрести планету и как можно большой гарем, чтобы населить подвластный мир потомками. Райское существование для женщины — это оказаться в гареме удачливого бога и беспрерывно рожать ему детей. При вступлении в «Церковь святых последних дней» новоиспеченный сектант получает тайное имя, известное лишь мормонскому «Господу». Когда придет время воскресения из мертвых, этот «Христос» позовет инициированного человека и поставит рядом с собой — в ряд богов. Воскресший мормон в свой черед может назвать имена своих жещин и составить себе из них гарем. Поэтому у сектантов в реальной жизни разрешается многоженство. Более того, последователи Смита собирают в картотеки имена умерших, чтобы по воскресении заселить этими людьми подвластные себе планеты. Остальные воскрешенные, оставшиеся без внимания сектантов, пойдут либо в геену огненную либо станут существами второго сорта. За прекрасное будущее мормонам приходится дорого платить, и прежде всего, свободой. Вся жизнь членов «Церкви Иисуса Христа» строго регламентирована. В воскресенье у них богослужение, причастие и церковная школа. В понедельник — семейный день: необходимо проводить время с домочадцами, обязательно играть в спортивные игры, рекомендуется волейбол. Среда отведена под молитвенное собрание. Специально назначенные надзиратели (в России их называют «домашние учителя») ежемесячно посещают дом каждого прихожанина и проверяют, живет ли он, как положено настоящему мормону. Также строго идет учет денежных взносов на баго «церкви» — «десятин». Интересно, что каждый сектант обязан иметь дома годовой неприкосновенный запас продуктов. Каждый год этот н/з обновляется. Припасы предназначаются для тяжелых времен перед Вторым пришествием, благодаря им мормоны смогут безболезненно пережить последние времена посреди умирающих от голода язычников и еретиков.

Большие планы...

В Россию мормоны впервые проникли в 1895 году, но до конца следующего столетия их миссионерская работа проходила сравнительно вяло. Зато тяжелые для нашей страны 90-ые годы XX века оказались для “Церкви святых последних дней”, как, впрочем, и для других сект, очень благоприятными. В мае 1991 мормонская «церковь» была официально признана российским правительством, а к 1998 году у нас открылось уже 8 ее миссий: две в Москве и по одной в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге и Владивостоке. Кроме того, два «прихода» были открыты на Украине (Киев и Донецк), один в Прибалтике (Вильнюс) и еще существуют небольшие группы в Белоруссии, Армении, Грузии. О том, что постсоветскому пространству мормонские миссионеры придают особое значение, красноречиво свидетельствует следующий факт: в 2000 году «восточно-европейская» штаб-квартира секты переместилась из благоустроенной Германии в Москву. Пропаганда идей ведется и путем проникновения в информационное поле России. На русском языке сектой издается хорошо иллюстрированный журнал «Лиахона» и его детское приложение «Росток». Также по разным городам нашей страны гастролируют с концертами мормонские хоры. В июне 1991 года, так называемый, «Табернакальный Хор» сектантов выступал в Большом театре в Москве и Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Быфло записано несколько песен для радиоэфира, которые прослушали, предположительно, 339 миллионов человек. Открыты в России и мормонские семинарии (по своему уровню — это церковно-приходские школы). В Москве такая семинария размещается в арендованной и заново отделанной сектантами двойной квартире в районе Сокольников. Занятия здесь проводятся отдельно для детей до 17 лет, неженатой молодежи с 17 до 30 лет и «взрослых», то есть для старшего поколения. На сегодняшний момент, количество последователй Джозефа Смита в России составляет около 19000 человек, сектанские приходы открыты в Волгограде, Воронеже, Выборге, Твери, Краснодаре, Красноярске, Перми, Саратове, Сочи, Тольятти, Уфе, Челябинске и других городах. Не исключением является и Нижний Новгород, где секта была зарегистрирована в органах юстиции в мае 1994 года. После выхода в 1997 году нового Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», организация была успешно перерегистрирована 15 декабря 1998 года. Согласно информации, размещаемой в сети Итернет, «богослужения» нижегородских мормонов посещает от 150 до 200 адептов. При этом сектанты стремяться обратить в свою веру не только живых жителей нашего города, но и умерших. В 2003 году последователи Джозефа Смита при посредничестве «Российского общества историков-архивистов» («РОИА») обратились в «Центральный архив Нижегородской области» («ЦАНО») с предложением оказать помощь в создании резервного фонда имеющихся исторических материалов. Но в действительности, в намерения мормонов входило получение копий метрик покойных нижегородцев вплоть до 1917 года, чтобы по воскресении заполучить их в свои «подданные». В качестве компенсации со стороны мормонов предполагалась оплата проведения работ по фильмокопированию из расчета 0,1 USD за одну «мертвую душу». К счастью, попытка сектантов «составить капитал», как и в случае с гоголевским Чичиковым, была предана широкой огласке и провалилась.

Мормонская проблема

Естественно, активная миссионерская работа мормонов приносит свои плоды: по статистике, в конце 80-х годов каждые четыре с половиной минуты в мире появлялся новый адепт «Церкви Иисуса Христа Святых последних дней». Сейчас эта цифра уже выше: по данным Центра апологетических исследований, в 1998 году новый мормон появлялся в мире каждые 80 секунд. В середине 1997 года в США было 4,8 миллиона последователей Джозефа Смита и ежегодный прирост составлял 4,7 %. За границами Соединенных штатов секта действовала еще успешнее: всего около 4,9 миллиона адептов и ежегодный прирост 9 %. В1998 году общее число мормонов составило 10 354 241 человек. По подсчетам американских социологов, если такие темпы роста сохранятся, то к 2080 году в мире будет 260 миллионов мормонов. Кроме этого, по всему миру строится по 2 мормонских молитвенных дома в день, каждый из которых, как правило, весьма внушительных размеров. Весьма устрашающая статистика. А если учитывать, что «Церковь Святых последних дней» — это даже не протестанская конфессия, а по-сути, оккультная неоязыческая секта с весьма серьезными тоталитарными тенденциями, то начинаешь понимать всю серьезность «мормонской» проблемы.

Григорий ВАЛКИН
Газета "Нижегородские епархиальные ведомости", № 10, 2009г.