Грани четвертой заповеди.

Четвертая заповедь Закона Божия вот уже на протяжении двадцати веков вызывает много споров. Вопрос о соблюдении субботы ярко подчеркивает вероучительную разницу не только между иудеями и христианами, но и показывает отличие в понимании соотношения Ветхого и Нового Заветов у православных, католиков и представителей протестантских деноминаций. Такое значение четвертой заповеди не случайно, ведь указание посвятить Господу отдельный день, которое получили древние евреи, а через них и остальное человечество, является знаком приближения к Богу, возвращения к Истине.

Бог, что "в день седьмой почил".

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. Помни день субботний, чтобы святить его (Исход 20: 8-10.).» - Такими словами в указанной книге Библии излагается содержание четвертой заповеди Декалога - Закона Божьего. Что же означало это установление для древних евреев на языке эпохи Ветхого Завета? Во-первых, согласно мнению православных богословов, суббота для вышедшего из египетского плена и не имеющего пока своей земли народа стала особой локализованной во времени, не зависимо от пространства, святыней. Таковой, кстати, она была и в периоды пленения Израиля, когда евреи лишались возможности посещать свое главное сакральное место - Храм Божий, воздвигнутый в Иерусалиме. В субботу каждый израильтянин должен был оставить все свои житейские дела и обратиться помыслами к Богу. Внешний покой дает возможность сосредоточиться на молитве, на внутреннем труде покаяния и самосовершенствования. Субботствуя, евреи все пространство вокруг себя обращали в храм, где кощунственно все суетное, мирское. Во-вторых, заповедь о воздержании от работы учила гуманному отношению к окружающим: отдых полагался не только членам семьи, но и рабам. Кроме того, воспитывалось человечное отношение ко всему живому, даже к домашнему скоту. Но главное, празднование субботы говорило об отличии Израиля от остальных народов, служило свидетельством избранности Тем Богом, что "в день седьмой почил" от трудов Своих. Эта характеристика Всевышнего много объясняла языческому сознанию, носителем которого были и воспитанные в Египте семитские племена. В мифологической памяти падшего человечества всегда сохранялось понятие о единственном Творце мироздания, об Истоке бытия, давшему начало всему, в том числе и объектам культовой практики язычников - обожествленным стихиям и существам. Так, в текстах шумерской и древнегреческой цивилизаций упоминается Энмешарра и Уран - эти божества порождают детей, а затем вытесняются узурпаторами, в данных примерах, Ану и Кроносом. Боровшийся с Египтом Израиль уже узнал имя Яхве - Сущий, т.е. Тот, Кто был всегда, но только на горе Синай евреям открывается, что Бог Авраама и Моисея - это Создатель Вселенной. Суббота (шаббат -покой) для язычника является признаком Верховного и единственно Истинного Бога, атрибутом Творца. И каждый седьмой день недели, израильтянин времен Моисея, судей, царей и пророков вспоминал о том, что Господь, которому он служит, - есть Бог субботы.

Человек для субботы или наоборот?

Итак, заповедь о дне покоя отделяла евреев от остальных народов – но лишь для того, чтобы напомнить человечеству о полузабытом Создателе, чтобы всех людей привести к утраченному когда-то единству. Однако, единение хорошо только в общем стремлении к Истине и Богу. Когда же большинство тех, кому было завещано «ходить по пути» Господа (Исход 20:33), уклонилось и впало в горделивое заблуждение о своей исключительности, Бог оставил их – в Новозаветную Церковь вошли презираемые Израилем язычники, а сами евреи стали противопоставленным всему миру закрытым иудейским сообществом. Поэтому не случайно, что накануне прихода Спасителя евреями было практически утрачено истинное понимание четвертой заповеди. Соблюдение субботы выродилось в некий магический обряд, в самодовлеющую формальность, исполнение которой якобы способствует спасению и скорейшему приходу обещанного Богом Мессии-Машиаха (Царя). К первому веку от Р.Х. кодекс запретов, связанных с днем покоя, насчитывал 39 основных типов недолжных действий, причем каждый из них включал себя до сотни более мелких и специфических. К примеру, плевок на землю и ходьба по траве в субботу приравнивались к запрещенным пахоте и молотьбе. Очень верно искусственность учения, которое предлагали своему народу книжники и фарисеи, характеризовал пророк Исайя: «Все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного» (Ис. 28:10). Воплотившийся в человеке Бог Слова неоднократно порицал такой подход и попирал талмудические традиции, исказившие Его Закон. Господь называет истинное значение духовной практики покоя в седьмой день, говоря: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мр. 2:27). Изгоняя в этот день бесов, проповедуя и исцеляя (см.: Мат. 12:9-14; Лук. 13:10-17; 14:1-6; Ин. 5:17-18; 9:1-34), Христос не отменяет четвертую заповедь, но дает недвусмысленный пример правильного ее исполнения : « Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадёт в яму, не возьмёт ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботы делать добро» (Мф. 12:11-12). После великого события Воскресения Спасителя седьмой день еврейской недели, конечно же, не мог оставаться «царицей праздников». Для последователей Христа таковым стал первый день этой седмицы – тот, в который наш мир был сотворен и после грехопадения обновлен победой Богочеловека над смертью. Бывшее попразднство субботы было освящено Иисусом Христом, будний день стал праздничным, стал воскресеньем. Само же требование четвертой заповеди посвящать свои время и силы Господу стало относиться не только к субботе, но и к любому церковному празднику, особенно же к происходящей вне времени и пространства Божественной Литургии.

Православный покой

Нередко иудеи, а вместе с ними и некоторые протестантские иудействующие секты («Баптисты Седьмого Дня», «Адвентисты», «Церковь Бога», «Субботствующие Пятидесятники», «Молокане»), обвиняют Православную Церковь в замене праздника субботы на воскресение, но это нисколько не соответствует истине. Подобный упрек, пожалуй, был бы справедлив только в адрес католиков, которые на рубеже I-II тысячелетий от Р.Х. ввели практику субботнего поста, а значит, умалили радость праздника. Особое недоумение полемизировавших с ними по этому вопросу православных богословов вызвал тот факт, что этот пост не отменялся в Католической Церкви даже тогда, когда на субботу приходилось Рождество и Крещение Господне. Такое нововведение было явным нарушением древних «Апостольских правил», от которых никогда не отступало Православие: «Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень или в субботу, кроме единые токмо великия субботы: да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен» (Прав. 64). О том, что «день покоя» сохраняет самостоятельное праздничное значение в Православной Церкви свидетельствует и Ее богослужебный устав. Например, суббота, как и воскресенье, празднично выделяется из дней Великого Поста – служится полная Литургия, не читается покаянная молитва Ефрема Сирина и не делаются земные поклоны. Более того, в субботу совершаются специальные заупокойные службы – этот день Церковь считает земным прообразом вечного успокоения своих умерших членов.
Что же касается иудаизма и во многом перенявших его дух протестантских сект, то во многом именно из- за исключительного почитания мертвой буквы, а в данном случае субботы как самоцели, они не смогли увидеть истину Нового Завета и Его нерасторжимое сопряжение с Ветхим.

Григорий ВАЛКИН
Газета "Нижегородские епархиальные ведомости", № 22, 2008г.