Источник добродетелей

Бунт против авторитета – весьма обычное явление наших дней. Политические власти и государственные структуры, общественные и культурные ценности, нравственные принципы и даже просто родительская опека – все легко ставится современными людьми под сомнение, все может стать символом нестерпимой тирании. Максималистически понимаемая людьми свобода неизбежно входит в противоречие с любыми ограничениями, а в своем апогее бросает вызов и высшему авторитету — Творцу. Именно о таком разрушительном состоянии нашего духа предупреждает пятая заповедь Закона Божьего или Декалога: Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголтен будеши на земли.(Исх.21,16).
В этих простых, общедоступных, но глубоких по смыслу словах утверждается правильные отношения не только между людьми, но и человечества с Господом. Нарушение же заповеди приводит к самоизоляции и забвению Творца, что в богословском толковании равнозначно греху отцеубийства.

Смертельная гроза

«Что есть авторитет? Что есть Бог?» - такая надпись «украшала» стены Сорбоннского университета во время потрясших Западную Европу студенческих волнений 1969 года. Всего две фразы, но они очень ярко характеризуют сознание большинства представителей сегодняшнего секуляризованного общества и особенно его революционно настроенных слоев. Если приглядеться внимательнее, то в основе мятежного лозунга мы увидим хорошо известные учения Фрейда, Гегеля, Маркса и других « мятежных» философов. Эти «великие учителя» представляют отношения Бога и человека в виде жестокой тиранической вертикали: «Господин - раб». Ее вершина - обоснование всех запретов и всяческой несвободы, а низ – забвение естественных природных желаний и даже отказ от самого личностного начала. По мнению «революционных мыслителей» единственной возможностью для «раба» обрести свободу становится уничтожение довлеющего «придуманного Бога», да и всего вертикального порядка. Интересно, что согласно теории Фрейда о libido (с лат.- страстное притяжение) за бунтарскими увлечениями человека кроется, так называемый, «Эдипов комплекс» – подсознательное желание ребенка устранить отца, как сильнейшего соперника в праве обладания матерью и вообще угрозу своему независимому существованию. Таким образом, основатель психоанализа, убежденный материалист, сам того не ожидая, повторяет богословскую мысль, когда указывает на корневую психологическую причину бунта – жажду отцеубийства. Стремление сокрушить любой авторитет, будь то родители, начальство, традиции культуры, общественная мораль, государство а, в конечном итоге, и Бог, сегодня приняло поистине устрашающие масштабы. Борьба за мировое господство, попытки удержать захваченную власть любой ценой и отнять ее путем террора и мятежа, интеллектуальные, этические и прочие извращения естественного, культивирование тьмы, разрушения и хаоса – такое впечатление, что в человеческом сознании разразились долго собиравшаяся смертельная гроза.

Убить Бога в себе

Декалог был дан древним евреям, а через них и всему миру, за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Но Церковь учит, что Десять Божественных заповедей являются словесным выражением нравственности, заложенной в природу человека с самого момента его сотворения. И по сей день каждый из людей, насколько бы далеко он не отстоял от Бога, знает в себе действие чувства совести. Пятая заповедь Декалога о почитании родителей воспитывает в нас добродетель послушания, тем более, что по церковному учению под «отцом» и «матерью» понимаются не только эти кровные родственники, но и все те, кто берет на себя их заботы: пастыри и учители духовные, благодетели, начальствующие, просто старшие по возрасту, наконец, государственная власть и сама Родина. В этом же широком смысле первозданные Адам и Ева вышли из послушания именно Отеческой воли, когда преступили через единственный запрет Создателя вкушать от Древа познания добра и зла. Попущенное Господом диавольское искушение в раю стало вызовом дарованной людям свободе. Первые люди были поставлены перед диллемой: в чем достичь полноты своего бытия — в Творце и в добровольном следовании Его воле, или вне Бога, в дерзновении самих себя поставить на Его место и сделаться богами? Наши прародители не выдержали искушения, они сделали попытку устранить Создателя из своей жизни ради самообожествления. Забвение Творца, удаление от Него, в библейском толковании равнозначное отцеубийству, – в этом суть человеческого грехопадения. Выбор между исполнением воли Божьей и попранием заповеди послушания стал вечным искушением для потомков прародителей.

Последствия падения

Отказ от Бога, являющегося Источником всех благ и самой жизни, Его метафизическое убийство в себе обернулось для человека печальными последствиями. В адамов род вошла смерть, сначала духовная, затем и телесная. Тленными сделались и рождающая утроба матери, и плоды земли, питающие нас. С парадоксальной логичностью смерть стала основным законом земной жизни. Грехопадение исказило и отношение человека к своим братьям, окружающему миру и Богу. Из нашей подверженности греху произошло неверное восприятие ближних— с одной стороны, рабское и бунтовщическое, с другой — тираническое. Ложь сатаны, вместо обещанного абсолютного «божественного» освобождения от каких бы то ни было рамок и границ, превратила нас в эгоистов, полных жажды обладания другими людьми и всеми сокровищами мира. Пресмыкающиеся и мятежные перед сильными, диктаторы для слабых (по сути, тирания — оборотная сторона рабского бессилия), мы начали судорожную борьбу за власть, за авторитет. Взамен утраченного истинного Бога появились земные кумиры-божки, но созданные падшим человеком «по своему образу и подобию», они стали олицетворением все той же ревнивой к власти силы и духовной немощи. Подменяя собой в сознании людей Творца, такие жалкие «авторитеты» еще сильнее разжигали в человеческих сердцах заведомую ненависть ко всему, что «выше», еще прочнее утверждали дух непокорности, дух отцеубийства. Забвение Создателя и ложное представление о Нем как об узурпаторе прав человека на самостоятельное владение благами – в этом заключается цель и главный успех дьявольского обмана. К сожалению, идея о том, что Бог, общество, государство, учитель, отец и любые другие авторитеты по сути своей подавляют человеческую личность и должны быть свергнуты, прослеживается во многих войнах, мятежах, переворотах и революциях нашей истории. Достаточно вспомнить события 1917 года в России, когда большевики горели желанием отменить или переделать все прежде существовавшие общественные институты, не исключая семью и Церковь, чтобы убедиться в этом.
Но все же и в самом бунте против существующих порядков подчас скрывается тайная, подсознательная жажда встречи с истинным Богом. В таком случае протест направленный против ложных, заслоняющих Создателя авторитетов, принимает форму странного, болезненного, и, как правило, безуспешного, поиска. После прихода в мир Господа Иисуса Христа и учреждения Им Церкви, для всего человечества была открыта дверь к Отцу Небесному. И только этими узкими вратами, которыми является Сам Сын Божий, возможно взойти к Творцу: «Аз есмь дверь: мною аще кто внидет, спасется» (Ин.10, 9).

Главный закон любви

Воплотившийся в человеке Бог Слова возвратил людям память об утерянной Истине, победил смерть, открыл людям Отца Своего и усыновил Ему через Себя адамов род. Богочеловек Христос на примере Своей любви и послушания Богу-Отцу также раскрыл давно забытые, ставшие почти недоступными, правильные отношения ближнего с ближним, и человека с Творцом. Обращаясь к страницам Евангелия, мы видим, что тема подлинного отцовства и сыновства имеет здесь исключительное значение. Открывая Свою вечную единосущность Богу-Отцу, Сын Божий говорит: «Все, что имеет Отец, есть Мое» (Ин. 16, 15). Цель слов Спасителя — не только доказать истинность Своего учения, но еще и показать чудесную суть вечного отцовства и вечного сыновства. Подчеркивая волю Отца, Сын как бы затеняет Себя, отождествляя Свою волю с Его волей: « Отец Мой более Меня» (Ин.14, 28). И эта безграничная верность Сына Отцу открывает главный закон настоящей любви – самоотречение ради возлюбленного. Небесным Отцу и Сыну не известна борьба за власть, за превосходство, потому что вся любовь Отца в Сыне, и весь Сын в Отце, от Отца и ради Отца. Отношения эти — часть тайны бытия Божественного, и в них люди должны искать и находить естественный ритм своей жизни. Облекаясь через таинство Крещения в Христа мы мистическим образом становимся Его братьями и сыновьями Бога-Отца по благодати. Именно поэтому, Иисус Христос учит своих последователей обращаться к Отцу Небесному со следующей молитвой: «Отче наш, даруя нам усыновление, чтобы мы были все едино, как едины Отец и Сын и Дух Святой» (Ср.: Ин. 17, 11, 21–22). Исполняя пятую заповедь Декалога, научающую послушанию и смирению, мы постигаем основу отношений между людьми и человечеством и Богом. Смирение, основанное на жертвенной любви к Господу, является и сердцевиной жизни в Церкви, о чем свидетельствовали Ее святые своим мученическим примером или духовным аскетическим подвигом.
Наставляя человека, Бог в пятой заповеди Своего закона указывает, прежде всего, на необходимость почитания родителей. Божественная мудрость учит нас постигать науку послушания в отношениях с самыми близкими, потому что любовь к отцу и матери, которым мы обязаны жизнью и воспитанием, естественна. Если посмотреть на перечисленные в Священном Писании обязанности детей (почтительное обхождение с родителями, повиновение им, попечение о них в болезни и старости, наконец, молитва о спасении души (См.: 2 Мак.12, 43-44. Иер. 35,18-19)), то эти благие дела христианин должен совершать и в отношении всех остальных людей. Начиная с малого, с заботливой любви к членам своей семьи, мы воспитываем в себе уважение и ко всем окружающим, и через это духовно приближаемся к Богу.

Григорий ВАЛКИН
Газета "Нижегородские епархиальные ведомости", № 23, 2008г.