Восьмая заповедь Декалога

Декалог был дан древним евреям, а через них и всему миру, за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Но Церковь учит, что Десять Божественных заповедей являются словесным выражением  нравственности,   заложенной  в природу человека с самого момента его сотворения. И по сей день каждый из людей, насколько бы далеко он не отстоял от Бога, знает в себе действие чувства совести. Восьмая заповедь Декалога «Не укради» (Исх. 20, 15)  запрещает воровство в любом его виде. Казалось бы нет нужды подробно останавливаться на этом моменте, но современный человек настолько подвержен жажде обладания мирскими благами, что готов даже восхищаться ловким мошенничеством и спекуляцией.  

Не попадайся

За одну ночь 20 июня 1815 года третий сын знаменитого финансового барона Майера Ротшильда — Натан — увеличил и без того огромное состояние своей семьи в несколько раз. Благодаря налаженной системе почтовых курьеров, которой владели Ротшильды, этот банкирский клан всегда первым получал вести с полей военных действий и поэтому пользовался репутацией оперативного и надежного источника информации. Во время битвы под Ватерлоо вся Лондонская Биржа, где подвизался в своих спекуляциях Натан, внимательно наблюдала за действиями молодого банкира. На второй день после знаменитого сражения Натан начал методично продавать свои акции английских предприятий. Присутствующие, хорошо зная деловую хватку Ротшильдов, сделали вывод о том, что Великобритания проиграла войну с Наполеоном. В итоге, большинство акционеров последовало примеру Ротшильда – к исходу суток цена акций упала до 5 пенсов. Легко догадаться, что все их, через подставных лиц, скупили Ротшильды. В результате, Натан получил 30 миллионов фунтов стерлингов чистой прибыли и добился контроля над английской экономикой. Эту финансовую аферу в современном мире называют одной из самых блестящих экономических операций, а ее автора — образцовым представителем человека нового мышления. Воровство, нечистоплотность в денежных делах сегодня стали обычным явлением. Ловкий мошенник приобрел в глазах окружающих героический ореол, кражи и спекуляции легли в основу сюжетов известных кинофильмов и книг. Страть к деньгам, к быстрому и легкому обогащению завладела умами миллионов людей. Показательный факт: невиданные прежде масштабы приобрела психическая болезнь - клептомания. По проведенным в 2008 году в США исследованиям, устоять перед соблазном присвоить чужое не может каждый пятый человек. Более того, было опрошено 43 тысячи американцев, и 11 процентов из них признались, что хоть раз в жизни совершили кражу в магазине. В современной России ситуация, наверное, немногим лучше. 90-е годы XX века на практике показали россиянам изнанку капиталистического строя: стремительное расслоение общества на бедных и головокружительно богатых, откровенный бандитизм , «финансовые пирамиды», грабительская приватизация, безработица, наконец, возможность продажи всего и вся – от природных ресурсов государства до его стратегического оружия. Многие из вчерашних советских граждан неволей приняли новую мораль – беспринципность поступков в условиях жесткой конкуренции. Да и извечные пороки русского человека: казнокрадство и взяточничество… Сегодняшняя мировая культура потребления, к которой «успешно» приобщена Россия, возводит материальные блага цивилизации в статус божества. Можно прямо сказать, что мир поклоняется Мамоне, а заповедь Закона Божьего «Не укради» заменена девизом - «Не попадайся».

Не укради

Десять Заповедей Божиих, полученные еврейским народом у горы Синай, легли в основу законодательств всех современных государств и создали общее понятие о подлинной нравственности и человеческом достоинстве. Простые, но глубокие и вечные законы об отношении человека к Богу и своему ближнему, о духовной и общественной жизни - все эти истины утверждены были на Синае в наследие всем последующим векам. Как и остальные заповеди Десятословия, указание «Не укради» следует рассматривать в двух аспектах - в узком и широком смыслах. Первый относится собственно к историческому плану, в котором Декалог является юридическим документом. Второй - к более глубокому и расширенному пониманию восьмой заповеди в учении Господа Иисуса Христа и толкованию святых отцов Церкви.
Для ветхозаветных евреев запрет воровства имел совершенно конкретное, узкое, целенаправленное значение: преследовались присвоение чужой собственности, а также похищение человека ради выкупа или для продажи в рабство. Как видим, в данной заповеди сошлись две особенности: воровство как таковое и насилие над человеческой личностью. Ввиду разной тяжести этих проступков, полагались и разные виды наказания. Похищение людей, распространенное и в наши дни, считалось страшным преступлением и каралось смертной казнью. На кражу имущества смотрели более снисходительно. Независимо от того, пойман был вор или самостоятельно решил вернуть украденное, он должен был возместить пострадавшему ущерб и прилюдно покаяться в совершенном. Если же преступник не мог уплатить назначенный штраф, его приговаривали к рабству. Когда знакомишься с этим правилом, установленным среди евреев тридцать три столетия назад, невольно удивляешься, насколько он продуманнее и гуманнее, чем аналогичные законы, бывшие у других народов и в другие эпохи. В исламских странах, например, Турции, вору отрубали руку. В Советском Союзе за "хищения в особо крупных размерах" назначалась смертная казнь. В современных демократических странах молодого начинающего (а, возможно, и случайного) вора сажают в тюрьму, где он попадает в руки "профессионалов", способных обучить его премудростям воровского ремесла. Как правило, из заключения такой человек возвращается закоренелым преступником. Кто-то может возразить: неужели рабство лучше тюрьмы? Но дело в том, что у древних евреев для пойманного в воровстве предполагалось нечто иное, чем полностью бесправное положение, побои и голод. Рабство в этом случае скорее означало систему перевоспитания: суд отдавал вора в честную и благочестивую семью, где он отрабатывал причиненный ущерб, а заодно учился праведному образу жизни. Срок такого служения не превышал семи лет. По истечении времени наказания, раб, согласно закону, получал щедрый подарок и выходил на свободу. Условия его содержания были тоже вовсе не "рабские": преступник не подвергался унижениям, хорошо питался, а работа была регламентированной и не бессмысленной. Очевидно, что еще задолго до принятия Всеобщей декларации прав человека Синайское законодательство утвердило принципы гуманности и цивилизованного обращения с людьми. Разумеется, указания Десятословия в древнееврейском обществе распространялись только на 12 колен Израиля. Со временем у евреев развилось неверное представление о своей исключительности и превосходства по отношению к другим народам. Учение пришедшего в мир Господа Иисуса Христа опровергло это заблуждение, известное сегодня как сионизм. Основанная Сыном Божиим Церковь учит видеть человека в каждом потомке Адама, независимо от национальной принадлежности. Через христианскую проповедь Десять Заповедей Божиих стали известны всему человечеству.

Продай имение твое

В Святом Писании есть такое свидетельство Спасителя: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5, 17). По пути в Иерусалим к предстоящим Крестным мукам, Господь также говорит одному знатному и богатому юноше: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф. 19, 16-19). Однако Господь учил исполнять указания Десятословия более совершенно, чем их понимали до Его проповеди. Поэтому не удивительно, что в приведенном эпизоде Священной истории, имеющемся в трех первых Евангелиях ( Мф. 19, 27-30; Мк.10, 28-31; Лк. 18, 28-30), молодой богач искренне посчитал себя праведным. Тогда Спаситель открывает тайну христианского учения : «Если хочешь совершенным быть, иди, продай имение твое, и дай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 21). Показательно, что духовная язва юноши заключалась именно в чрезмерной любви к материальному достатку, в поклонении Мамоне. Своими словами Христос обозначил высшую добродетель, внушаемую восьмой заповедью Закона Божьего – это полное нестяжание, то есть отречение от всякой собственности. Такому евангельскому совету следовали многие святые отцы Церкви, например, св. Антоний Великий, преп. Павел Фивейский, свт. Николай Чудоворец и другие.
Конечно, в реальности падшего мира не все люди могут последовать их примеру, а богатство само по себе не является злом – это лишь средоточие материальных благ, которыми Господь испытывает человека: распорядится ли ценностями в пользу ближних или воздвигнет из них себе кумира (Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Христос не богатство порицает, а тех, кои пристрастились к нему».). Не требуя от всех людей подвига нестяжания, Церковь учит нас как хотя бы малым образом исполнить восьмую заповедь. Грех воровства достаточно многолик, и , наверное, нет возможности перечислить все его виды. Поэтому остановимся, прежде всего, на основных. Прежде всего, это собственно воровство или тайное похищение вещи. Затем, присвоение чего-либо чужого хитростью, когда, например, отдают фальшивую монету вместо подлинной, плохой товар вместо хорошего, посредством ложного веса или меры недодают проданного, скрывают свое состояние, чтобы не платить долгов, не исполняют обещанного по условиям или по завещаниям и т. п. Очевидно, что нарушением заповеди « Не укради» является грабительство - отнятие чужой вещи явно, насилием. Особо скверным проступком считается святотатство - присвоение того, что посвящено Богу и что принадлежит Церкви. Следует упомянуть внутрицерковный вид воровства – симонию, - а именно: продажу священных должностей. Еще один тип кражи, характерный для чиновников, - взяточничество , иначе - мздоимство. Близким ему по духу, является другой грех – лихоимство: под видом некоторого права, но на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, обращаются в свою пользу чужая собственность или чужой труд, или даже самые бедствия ближних. Например, заимодавцы обременяют должников ростом (займа), а владельцы изнуряют зависящих от них излишними налогами и работой. Подчиненные тоже нередко грешат против своих работодателей. Речь идет о тунеядстве – получение жалованья за дело, которое должным образом не исполняется. Сюда же следует отнести и проступок тех людей, которые способны добывать пропитание собственным трудом, но вместо этого живут милостыней. Наконец, немилосердный к бедным также нарушает восьмую заповедь. Нам следует помнить, что все наше имение принадлежит собственно Богу, а избыток дается нам по провидению Божию для помощи нуждающимся. Поэтому скупость в милосердии - это похищение дара Господа для неимущих.
С течением времени отношения в человеческом обществе все усложняются, поэтому появляются новые возможности для краж. В наши дни - это хищение интеллектуальной собственности (плагиат и присвоение чужой идеи), ложная реклама, аферистские компании, контрабандная торговля, наркобизнес, киднепинг, шантаж, подделка или вывоз культурных ценностей и многое-многое другое. В противовес греху воровства Церковь стремится воспитывать в своей пастве следующие добродетели: бескорыстие, верность долгу, правосудие и милосердие к бедным.
Как бы высоко мы ни ставили естественный нравственный закон, мы должны признать, что он указывает лишь на самый элементарный уровень нравственности и есть нечто вроде этики, приведенной к общему знаменателю. Христианам нет необходимости прибегать к естественному нравственному закону, имея более высокую и более совершенную этику в Евангелии. С точки зрения евангельской этики, мы не можем назвать человека нравственно совершенным, основываясь только лишь на том, что он не убийца, не прелюбодей и не вор. Все наши представления и утверждения о добре и зле, о правильном и неправильном должны оцениваться в свете восточного православного богословия с его учением о личном спасении и обожении как главной цели назначения человека. Тем не менее, в стремлении к нравственному совершенству и обожению мы не можем отбросить ни естественный нравственный закон, ни тождественный ему Богооткровенный ветхозаветный закон, так как традиция Церкви в ее историческом развитии, утверждая евангельскую этику, не исключала совершенно нравственного значения учения Ветхого Завета. Господь Иисус Христос часто напоминает о законе, данном в Ветхом Завете. Апостол Павел утверждает, что «закон свят, и заповедь свята, и праведна, и добра» (Рим. 7, 12). Святые отцы Церкви заявляют о том, что желающий жить по Евангелию обязан соблюдать все заповеди. Святитель Григорий Палама в кратком очерке о заповедях Десятословия говорит: «Таким образом, соблюдая их всей своей силой и живя ими, ты заложишь в свою душу сокровище благочестия и будешь, угоден Богу».
Святой Симеон Новый Богослов, говоря о том, как душа соединяется с Богом, пишет: «...Сияние благодати устанавливается в нас только после того, как соблюдены заповеди и достигнуты добродетели».
Таким образом, требования естественного нравственного закона и заповеди Ветхого Завета следует понимать как выражение такого стиля жизни и поведения, который ведет человека к исполнению его божественного предназначения. Предъявляемые к человеку нравственные требования постоянно совершенствуются и возвышаются. Примечательно, что апостол Павел указывает не только на необходимость исполнения нравственного закона, но и сам дает христианским общинам множество новых заповедей и указаний. Святые отцы Церкви, осуществляя руководство христианской жизнью, продолжали эту традицию, оставив нам в наследие духовно-нравственные наставления. Все нравственные нормы и принципы, какими располагает Церковь, никогда не рассматривались, как стремление научить человека приспо-собиться к внешним формам поведения. Они всегда заключали в себе цель руководства к нравственному личному совершенству, спасению и обожению.

Григорий ВАЛКИН
Газета "Нижегородские епархиальные ведомости"