Закон совести

«Закон Твой — утешение мое … Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем. Заповедью Твоею Ты сделал меня мудрее врагов моих … Великий мир у любящих закон Твой и нет им преткновения». (Псал. 118:1, 77, 97-98, 165).

Каждый знает, что такое совесть. Это чувство вложено в человека Самим Творцом и действует как духовный внутренний закон. Но поскольку грехопадение исказило состояние человеческой природы, и голос совести утратил первоначальную свою силу, Всевышний дал людям словесное выражение заложенной в нас нравственности – Десять заповедей Божиих. Этот, иначе называемый, Декалог (от греч. deka - десять и logos – слово) или по-славянски Десятословие, был возвещен Вседержителем на горе Синай для ветхозаветных евреев, но через них предназначен также и всему человечеству как основа истинной морали и праведной жизни. Сегодня мы рассмотрим обстоятельства появления Декалога, его значение и структуру и, кроме того, разберем первые три заповеди, представляющие собой отдельную часть целого.

Выбитые в камне

Об обстоятельствах получения Десяти заповедей повествует книга Исход в 19-20 и 24-й главах. За полторы тысячи лет до Рождества Христова, к пятидесятому дню после выхода из египетского рабства семитские племена расположились станом на равнине Эр-Раха у подножья Синайских гор. Их предводитель пророк Моисей по зову Иеговы взошел на вершину Хорив и услышал Божественный глас: «Скажи сынам израилевым: если будете слушаться голоса Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим народом». Пророк передал волю Всевышнего евреям, и те единодушно ответили: «Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны». На третий день стояния Бог снова призвал Моисея на гору, над которой вскоре появилось густое облако, засверкали молнии, раздались гром и страшные звуки трубы. Остальные евреи вышли из стана и с трепетом наблюдали происходящее. Покрывая вой разбушевавшейся стихии, Вседержитель изрек Свой Закон в виде величественных, глубоких по смыслу и в тоже время удивительно простых, общедоступных словах, составивших известное сегодня всему миру Десятословие. С этого момента семитские племена, представлявшие собой разрозненное собрание бывших рабов, стали единым народом, призванным служить и верить Богу. Между Израилем и Творцом был заключен Завет, заключавшийся в том, что Господь обещал Своему народу покровительство и благоденствие, а евреи – соблюдение Божиих заповедей. Следующее пребывание Моисея на горе Хорив заняло сорок дней: Всевышний сообщил пророку другие установления церковного и гражданского характера, повелел соорудить Скинию (переносной храм-палатку) и выбил данные прежде устно Десять Заповедей на двух каменных плитах (скрижалях). С ними в руках Моисей спустился к еврейскому народу и нашел его в печальном состоянии. Надолго оставшиеся без религиозного примера предводителя, вчерашние язычники испытывали острую потребность в каком-нибудь зримом образе для поклонения Иегове. Они выбрали знакомую им форму языческого божка – Аписа-тельца – и устроил перед ним по обычаю египтян чувственную оргию. Видя только недавно установленный Завет с Богом попранным, пророк порывисто отбросил от себя скрижали и они разбились. Только пламенное молитвенное заступление Моисея за свой народ спасло евреев от оставления их Господом и даже полного истребления. После сорокадневного покаяния евреев Моисей вновь поднялся в гору и получил от Всевышнего новые скрижали как знак возобновления Завета. Выбитые в камне заповеди хранились в «Ковчеге Завета» - в начале в Скинии, а затем в храме Соломона. Как свидетельствует Вторая книга Маккавеев (неканоническая) , в VI-ом столетии до Р.Х. при разрушении Иерусалима Навуходоносором пророк Иеремия спрятал скрижали в одной из пещер на горе Нев'о и с тех пор они были утеряны. Но человечество не утратило точный текст Десяти Заповедей – Божественные слова Декалога сохранились в написанных Моисеем книгах Священного Писания (см. Исход 20:1-17; Второзаконие 5:6-21).

Основа основ

Кроме Декалога Моисей записал и другие установления, данные ему Богом на Синайской горе, которые имели целью регулировать культовую и общественную жизнь еврейского народа. Несмотря на то, что в новозаветное время большинство ветхозаветных обрядовых и гражданских положений утратили свое значение и были отменены апостолами (смотри постановление Апостольского Собора в книге Деяний Святых Апостолов, 15-я гл.), Десятословие и другие синайские заповеди, определяющие моральное поведение человека, составляют вместе с учением Нового Завета единый нравственный закон. Особое значение Декалога заключается в том, что он в полноте содержит самые основы нравственности, те фундаментальные принципы, без которых невозможно существование никакого стабильного социума. Поэтому именно к Десяти заповедям Божиим уходят корни правовой системы современной цивилизации, несмотря на то, что существовали более древние, но, конечно же, слабые попытки людей создать совершенное законодательство(например, царей Месопотамии - сумерского Ур-Наму (2050 до Р.Х.), аморитского Билалама (2000 до Р,Х,), вавилонского Хаммурапи (1800 до Р.Х.)). Этическая система Десятословия, по сути, даже вырывается из контекста той эпохи, в которую она возникла, настолько возвышенно и нравственно содержание заповедей по сравнению с господствовавшими среди язычников представлениями. Содержание Декалога очевидным образом разделяется на три части, а сам порядок заповедей определяется их значимостью. Первая часть, состоящая из трех положений, устанавливает правильное отношение человека к Богу. Вторую часть составляет одно четвертое предписание, которое говорит о необходимости постоянного духовного усовершенствования и определяет нравственный долг человека по отношению к самому себе. Последняя часть заключает в себя оставшиеся шесть заповедей, раскрывающих моральные обязательства человека перед обществом. Важно отметить, что все три части Десятословия являются единым целым и имеют равное значение. Таким образом, утверждается истина, что нравственность есть форма поклонения Богу, а не только принцип наилучшего устроения земной жизни. Господь Иисус Христос в Своих беседах нередко ссылался на ветхозаветные Десять Заповедей и давал им более глубокое и совершенное понимание. Общую же их суть Спаситель изложил так: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22: 37-39).

Бог и человек

«Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене» (Исх. 20: 2—3)- такими словами Создатель указывает на Самого Себя, как на Источник всех благ и как на должный ориентир поступков. Первенствующее место этой заповеди в Декалоге объясняется тем, что здесь дается направление умственной и волевой деятельности, закладывается фундамент жизни человека. Первая заповедь устремляет наш духовный взор к Всевышнему и говорит нам: пусть Господь будет основным предметом твоих мыслей и стремлений; познание Его — самым драгоценным сокровищем, а служение — главным призванием. «Я Господь, - говорит Творец и добавляет – Бог твой». Это значит, что Вседержитель мира, Тот, Кто Вечносущен, Всеобъемлющ, Всемогущ, Всеведущ устанавливает близкие, диалогические отношения между Собой и сотворенными Им людьми. И более того – отношения, основанные на любви: Бог словно бы отдает, посвящает Себя человеку. Величайшая, не имеющая никаких аналогий любовь! Что бы ни сделал человек для человека, или не сделали бы для него высшие духовные существа — ангелы, все это исчезает в ослепительном сиянии слов: «Я Господь, Бог твой...» «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». Окончание первой заповеди указывает на существование только одного истинного Бога, от Которого происходит все остальное. Люди должны различать Господа и силы, имеющие тварную природу, какими бы могущественными они нам не казались. Нужно помнить, что все сотворенное есть собственность Создателя и получает свою энергию от Него. Во второй заповеди Десятословия происходит развитие темы противопоставления истинного Бога и ложно обожествленных сил : «Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им». (Исх. 20: 4-5). Господь запрещает создавать идолов не только вещественных, но и воображаемых. Если во времена, когда были начертаны заповеди на скрижалях, языческий мир поклонялся своим суевериям в конкретных материальных формах природы и рукотворных изображениях, то сегодня кумиры преимущественно приобрели характер абстрактных понятий: богатство, успешность, развлечения, лидерство, даже наука или здоровый образ жизни. С христианской точки зрения, идолом следует считать все то, к чему человек чрезмерно привязывается в ущерб спасению души и любви к Богу. Говоря о кумирах, следует упомянуть о почитаемых Православной Церковью иконах, ангелах и святых угодниках Божиих. В отличие от языческого фетиша, икона, например, изображающая Святую Троицу или Спасителя, в православном понимании не воспринимается как Сам Бог, но лишь как напоминание о Нем. Икона передает в контурах и красках то, что Священное Писание описывает словами. Здесь изображение является символом на таких же правах, как и слово. Поучительно то, что Моисей, принесший евреям скрижали с запретом творить кумиры, в то же время получил от Бога повеление поставить золотых херувимов на крышке Ковчега Завета (Исх. 25:18-22 и 26:1-37). Так же не противоречит второй заповеди почитание ангелов и прославленных Господом в сонме святых людей. Ангелы и святые угодники являются нашими помощниками и заступниками перед Всевышним, мы обращаемся к ним основываясь на указании апостола Иакова : «Молитесь друг за друга» (Иак 5:16). Человек призван спасаться не в одиночку, а в составе Церкви – этой духовной семье, где всем надлежит помогать друг другу на пути спасения.
Третья заповедь учит нас благоговению перед Всевышним: «Не приемли имене Господа Бога твоего всуе» (Исх. 20:7). Даже простое упоминание Вседержителя в пустых житейских делах не должно исходить из уст человеческих, тем более преступны богохульство, божба, т.е. легкомысленное употребление клятвы, кощунство и нарушение обетов, данных Господу. Имя Божие надо произносить со страхом и глубочайшим почтением, так как мы в этот момент мысленно и духовно прикасаемся к невообразимо высокому, к Источнику совершеннейшей любви и самой своей жизни. Если обратится к страницам Священного Писания, то найдется множество примеров великой силы, которой обладает воззвание человека к Господу. Особенно ярко об этом свидетельствует книга Деяний Святых Апостолов, совершивших многие чудеса именем Христовым. Поэтому совершение клятвы или присяги, при которых упоминается даже если не Сам Бог, но хотя бы только и то, что Ему принадлежит, например жизнь и смерть человека, допускается христианами только в исключительно важных случаях (см.: Евр. 6:16-17).

«Соблюдай заповеди»

На вопрос юноши, что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную, Господь Иисус Христос ответил: “Соблюдай заповеди” и перечислил их. (Мт. 19:16-22). Из этого момента Евангелия явственно следует вечная ценность данных в книгах Ветхого Завета Десяти заповедей Божиих. И, конечно, есть глубокий символ в том, что праведный царь Давид, в чьем роду воплотился по человечеству Спаситель мира, так писал о возрождающей силе Десятословия: «Блажен человек, у которого воля в Законе Господа, и который размышляет о Законе Его день и ночь. Он будет, как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет» (Псал. 1:1-3). В следующих номерах газеты мы продолжим наш разговор о Декалоге и постараемся разобрать остальные его заповеди.

Григорий ВАЛКИН
Газета "Нижегородские епархиальные ведомости", № 21, 2008г.